Меню

МАРИНА ТАРНОПОЛЬСКАЯ:
«СОВЕТУ ДИРЕКТОРОВ НЕ НУЖНЫ СОГЛАШАЮЩИЕСЯ ДРУГ С ДРУГОМ ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ»


Управляющий партнер Kontakt InterSearch Russia о том, как заполучить лучших руководителей в свой Совет.


11.06.2021
Чтобы быть полноценным и приносить value компании, Совет директоров должен включать в себя несколько независимых директоров. Поэтому, когда мы говорим о поиске, то имеем в виду поиск со стороны, а не внутри организации. Чем больше независимых директоров, тем больше пользы Совет приносит бизнесу.

Парадокс: кандидатов, желающих попасть в Совет директоров, много, но когда начинаешь знакомиться с претендентами, остаются единицы. Отчасти это и высокие требования. Но гораздо принципиальнее, что лишь немногие понимают, что это за работа и готовы вовлекаться в сам процесс.

Для начала перечислим основные требования к составу.
Цифровые компетенции. В современном Совете директоров обязательно должен быть профессионал, «умеющий в ИТ и диджитал».

Знание рынка электронной торговли и маркетплейсов. Даже компании, которые ранее имели очень опосредованное отношение к потребительскому рынку, сейчас в поиске стратегов, которые понимают, что такое электронная торговля.

Гибкость и скорость. Принимать решения в ситуации неопределенности и нестабильности – задача любого руководителя в Совете.

Опыт. Как правило, нужны руководители, управлявшие бизнесом такого же или большего объема. Другой принципиальный момент – опыт каждого директора в разных индустриях и в разных компаниях.

Базовые компетенции руководителя. Конечно, ключевые компетенции – стратегическое мышление, понимание долгосрочных последствий, стрессоустойчивость. От кандидата в СД требуется баланс: с одной стороны, умение заставлять других людей слышать тебя, с другой – слушать других и уметь договариваться. И конечно, талант мотивировать.
Как найти таких людей и сделать правильный выбор?

Мониторьте успешные кейсы, подбирайте под задачу, которая стоит перед бизнесом, не бойтесь чаще менять людей в СД. Если компания выходит на IPO, в Совет обязательно нужен финансовый директор, который недавно уже руководил таким процессом. Ключевая цель компании – цифровая трансформация? Составьте список компаний сопоставимого масштаба, где был реализован проект по диджитализации, изучите их Советы директоров. Если СД нет, смотрите на генерального директора, директора по стратегии или собственника бизнеса.

Ищите в других индустриях. Если перед компанией стоит задача создать новую маркетинговую стратегию и усилить Совет руководителем по стратегическому продвижению продукта, то лучшие кандидаты – из международных FMCG-корпораций или российских техногигантов. Но возвращаемся к первому пункту: смотрите на компании, которые сделали аналогичные проекты, и на конкретных людей, которые это внедрили и у которых есть доказанный опыт и практика.

В Совете директоров отлично работает принцип diversity: чем больше людей с разным взглядом на проблему и разным опытом, тем эффективнее орган. Советам не нужны соглашающиеся друг с другом единомышленники
Оцените реальное время кандидата, которое он готов тратить на вас. Главный стереотип, с которым мы сталкиваемся: «Получаешь много денег, проводишь на заседаниях несколько часов в год, ничего по сути делать не надо». На самом деле каждая встреча Совета требует многочасовой подготовки, анализа показателей, копания в цифрах и серьезного погружения.

Сразу задавайте правильные вопросы кандидату:

  1. «Почему вы хотите пойти работать в Совет?». Правильный ответ: «Мне интересно участвовать в стратегии, двигать компанию вперед и применить свои знания».
  2. Сколько времени вы готовы тратить?». Если человек говорит, что 4 заседания в год – это 10 часов его времени, то это не ваш человек.
Обязательно проводите оценку. Гибкость, стратегичность, стрессоустойчивость, лидерство отлично оцениваются профессиональными методиками, в первую очередь, опросниками Hogan и Talent Q. Оценка и рекомендации других коллег по рынку должны стать обязательным этапом отбора в Советы, которые все еще формируются по принципу знакомств и дружбы.

Ищите успешных и богатых. Как показывает практика, на реальную отдачу готовы люди, которые уже достигли финансового благополучия и все себе доказали. У них совершенно другая мотивация: они идут в Совет не ради денег, а для того, чтобы применить накопленный опыт и знаний и расширить горизонты.

поделиться
читайте также