Мы используем файлы cookie и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта, а также для улучшения предоставления информации. Нажимая «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie и данных метрических систем. Подробнее

Российская нефтехимия ищет экспатов

Нефтехимические компании все чаще ищут экспатов, становятся лояльнее к их требованиям, но неминуемо сталкиваются с трудностями в работе с иностранцами. Подробности – в исследовании Kontakt InterSearch.

23.11.2021
Согласно исследованию компании Kontakt InterSearch Russia, 61% опрошенных компаний нефтехимической отрасли имеют опыт работы с экспатами. 88% компаний, которые пока не привлекали иностранцев, открыты такой возможности. Причем 25% готовы рассматривать экспатов на любые функции, в том числе и не связанные с реализацией международных проектов.

Основных причин высокого спроса на иностранных руководителей две – необходимость привлечения их для эффективной работы и позиционирования компании на глобальных рынках (44%) и недостаток кандидатов нужной квалификации на российском рынке труда (33%).
«Привлечение экспатов – тенденция последнего времени. Еще 5 лет назад мы сталкивались с тем, что при отсутствии на российском рынке кандидатов нужной квалификации наши заказчики были готовы пойти на компромисс в части своих требований. Сейчас же почти все компании, не желая снижать планку, готовы обсуждать привлечение иностранцев».

Ольга Сабинина
партнер Kontakt InterSearch Russia
Привлекая иностранных топ-менеджеров, компании готовы платить им повышенные зарплаты (100%). 90% компаний оплачивают проживание, 84% – перелеты связанные с релокацией, 68% – медицинскую страховку для семьи, 36% доплачивают за разницу в стоимости жизни.

Обязательные бенефиты, необходимые экспатам

100%
Работодатель оплачивает жилье
90%
Работодатель оплачивает медицинскую страховку
для семьи
90%
Работодатель оплачивает перелеты, связанные с
релокацией
70%
Работодатель оплачивает образование детей
60%
Работодатель доплачивает за разницу в
стоимости жизни
60%
Работодатель оплачивает транспорт на месте работы
30%
Другое (бонусы, пенсионные отчисления, возможности ротации и др.)

Бенефиты, которые компании предлагают/готовы предложить экспатам

100%
Повышенный оклад
90%
Оплата проживания
84%
Оплата перелетов, связанных с релокацией
68%
Оплата медицинской страховки для семьи
36%
Оплата транспорта на месте работы
5%
Доплата за разницу в стоимости жизни
5%
Оплата обучения детей
Релокация иностранного руководителя часто сопровождается сложностями. Среди трудностей привлечения: сложность адаптации и предубеждения со стороны потенциальных кандидатов (по 67%), проблемы с документами (33%). Среди трудностей в работе: языковой барьер и разница менталитетов (по 78%), предубеждения со стороны других сотрудников (44%), непонимание специфики российского рынка (33%).

Предубеждения самих экспатов можно назвать оправданными. Иностранцы, имеющие опыт работы в России, отметили сильное влияние политики на бизнес (70%), коррупцию и роль личных связей (65%), нарушение законодательства РФ и лишнюю бюрократию (по 52%). Треть отметила корпоративную культуру, исключающую обратную связь и открытый диалог. При этом иностранных сотрудников привлекают хорошие условия работы и жизни в стране.
«Наше исследование продемонстрировало определенные сложности при привлечении иностранных руководителей. Для того чтобы привлечь и удержать экспатов, достойной заработной платы и хорошего офиса недостаточно. Компании должны развивать свой собственный HR-бренд. Иначе пробелы в корпоративной культуре могут стать причиной увольнения сильного и ценного сотрудника.

Работа с экспатами – это риск непонимания иностранцем специфики рынка, проблемы адаптации и ряд других сложностей. Я советую обращаться к экспатам только в случаях, когда исчерпаны все возможности привлечения русскоговорящих экспертов или же компания хочет сформировать международную команду для правильного позиционирования на глобальном рынке. В целом российская нефтехимия заинтересована в компетентных экспатах, осталось научиться их удерживать».

Ольга Сабинина
партнер Kontakt InterSearch Russia
Главным фактором, из-за которого экспаты согласились на работу в России, стал бренд пригласившей их компании (67%). Для экспатов, которые еще не работали в России, но готовы, бренд компании – тоже один из трех ключевых факторов (35%) наряду с возможностями для профессионального развития и ростом доходов (70%). В целом привлечь опытного экспата не так просто: иностранные руководители опасаются действующих санкций (35%), нестабильной политической и экономической ситуации (27%).

Мотивация экспатов на переезд

Мотиваторы, влияющие на положительное решение о переезде
Экспаты, имеющие опыт работы в РФ, значимость
Экспаты, готовые на переезд в РФ, значимость
Бренд компании
67%
35%
Новые интересные задачи/проекты, возможность для профессионального развития
40%
70%
Возможность работать в сильной и профессиональной команде
33%
10%
Существенный рост дохода
33%
20%
Более высокая должность, карьерный рост
10%
10%
В исследовании компании Kontakt InterSearch Russia приняли участие 152 респондента (топ-менеджеры, HR-директора, руководители службы подбора и адаптации российских компаний нефтехимической отрасли), а также 96 экспатов (домашний регион: 40% – Европа, 40% – Латинская Америка, 20% – Азия).
получить полную версию исследования

читайте также