Мы используем файлы cookie и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта, а также для улучшения предоставления информации. Нажимая «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie и данных метрических систем. Подробнее

Есть ли жизнь после Большой фармы

Как топы из международных фармкомпаний адаптируются
к российскому бизнесу
Кандидаты уровня СЕО и СЕО-1 из компаний Большой фармы чаще проявляют интерес к развитию карьеры в проектах отечественных производителей. Почему российские акционеры не всегда им рады? Своими суждениями поделилась партнер консалтинговой компании по подбору руководителей Kontakt InterSearch Russia Юлия Забазарных.

Статья была опубликована в издании «Фармацевтический вестник».
Между прошлым
и будущим
В 2000-х оффер от компании Большой фармы представлялся для большинства топ-менеджеров в фармотрасли венцом карьеры. Современные продукты, продуманные системы обучения, прозрачные и четкие бизнес-процессы, возможность глобальной карьеры, привлекательный уровень вознаграждения и социальные пакеты, в которые входили всевозможные страховки на сотрудника и семью, корпоративные автомобили премиум-класса, оплата фитнеса и другие «плюшки».

С 2014 года международные гиганты постепенно сокращали программы развития бизнеса в России. Эти процессы развивались не быстро, но с 2022 года приобрели лавинообразный характер.

Несмотря на то, что крупнейшие глобальные игроки фармотрасли, в отличие от представителей других индустрий, не спешат покидать Россию, во многих российских офисах международных компаний проходят сокращения, включая и линейку топ-менеджеров.

Наметившаяся оптимизация затрат влечет за собой снижение доходов, отсутствие амбициозных проектов и интересных задач, так как стратегия сейчас больше ориентирована на поддержание текущих операционных процессов.

Некоторые из этих компаний заявили о прекращении инвестиций в Россию, приостановлении маркетинговых активностей, ограничив коммерческую деятельность только основными продуктами. Другие продолжили поддерживать все текущие поставки препаратов. Наконец, есть и те, кто практически полностью свернул свою деятельность на отечественном фармрынке.

Крупные российские фармацевтические производители, напротив, сегодня активно инвестируют в разработку новых продуктов, развивают производство, осваивают цифровые каналы продаж, выходят на новые внешние рынки сбыта в Азии, Африке и Южной Америке.

Выходцы из Большой фармы интересны российским компаниям.
Во-первых, это хорошая школа. Да, процессы в российском бизнесе значительно отличаются от международных, но все же глобальные фарм игроки остаются во многом примером для российского бизнеса. При определенной адаптации многие проекты, реализованные в международных компаниях, топ-менеджер может внедрить на новом месте работы.

Во-вторых, это высокий уровень знаний рынка. Компании Большой фармы славятся своими системами обучения, в том числе по новым продуктам. И то, что пришедшие в команду топы делятся полученными знаниями, безусловно, несет большую ценность для российских игроков. В-третьих, опыт в мультикультурной среде и хороший английский язык — это те «бонусы», которые точно будут на руку, когда российский бизнес будет готов к выходу на внешние рынки.
Открытая перспектива
Из всех кандидатов уровня СЕО и СЕО-1, построивших свою карьеру в большой международной фарме, с которыми мы провели переговоры в 2023 году, более 90% сообщили о готовности рассматривать предложения от отечественных производителей.

Примерно треть опрошенных топов привлекательным для себя вариантом развития карьеры продолжают называть релокацию несмотря на то, что предложений со стороны иностранных компаний у российских управленцев сегодня практически нет.

Более реалистичные их коллеги, которых, по нашим наблюдениям, около 50% среди кандидатов топ-уровня, сообщили о готовности снижать свои финансовые ожидания при переходе из международной компании в российскую.
Элементы настороженности
Несмотря на возросший интерес, российские акционеры не всегда рады топам из Большой фармы. И вот почему:

Отсутствие креативности. Топ-менеджеры, проработавшие в международных компаниях больше 10 лет, как правило, привыкли работать в условиях, когда бизнес-стратегия разработана головным офисом и российское подразделение действует в рамках данной стратегии, лишь немного адаптируя ее к локальным реалиям. В результате в управлении российским бизнесом такие топы не проявляют достаточного стратегического видения, им непросто генерировать идеи.

Сложно перестроиться. Четкие, прозрачные, давно выстроенные процессы в компаниях Большой фармы приводят к тому, что лидеры, выросшие в такой структуре, привыкают к четкому распределению функционала, понятным KPI. Им сложно перестроиться под российские реалии, где структура может динамично меняться, отвечая на новые вызовы.

Не та скорость. В крупных глобальных компаниях управленческие решения принимаются медленно, проходя множество согласований. В российском бизнесе чаще даже самые ключевые решения принимаются быстро, и «прозападным» топам бывает сложно пересмотреть свои привычные модели поведения, что затрудняет коммуникацию с другими руководителями в компании и синергию в действиях.

Безусловно, в ведущих международных корпорациях отлично выстроены программы обучения. Но в условиях турбулентности рынка и внедрения совершенно новых подходов к ведению бизнеса накопленные знания и навыки топ-менеджера могут даже помешать, так как российские акционеры зачастую требуют от своей команды гибкости и нестандартных подходов.
На своем опыте
Нелегко и лидерам из международных компаний, перешедшим в российскую фарму. Оценивая собственный опыт перехода, они выделяют следующие моменты.

Стресс. Любые изменения, переход в новую компанию, на новую роль у любого менеджера вызывают тревогу и беспокойство. Но, если окружение меняется кардинально, стресс многократно усиливается. Важно учиться управлять своим состоянием, при необходимости обращаться за помощью и осознанно подходить к адаптации к новым условиям.

Принятие изменений. Не секрет, что многие кандидаты из Большой фармы относились с некоторым снобизмом к российским компаниям. Но сейчас им приходится принять новые правила игры и пересмотреть свое отношение, если они хотят продолжить развитие своей корпоративной карьеры.

Готовность учиться. Подходы к продвижению продуктов, развитию рынков и многое другое во многом различаются в российском и международном бизнесе. Важно быть открытым новому и принимать новые знания, не стараясь полностью скопировать привычные методы работы.
Как помочь
Чтобы топ-менеджер из Большой фармы быстрее и успешнее адаптировался к российским реалиям, нужно дать чуть больше времени на адаптацию, чем обычно. Важно, чтобы со стороны СЕО и других коллег была поддержка и понимание, что, возможно, потребуется четыре-пять месяцев, чтобы новый руководитель достаточно влился в новую команду. Также важно на входе четко и максимально открыто обсудить разницу подходов, проговорить, в чем компания готова принимать подходы Большой фармы, а в чем новому сотруднику придется изменить свои методы работы. И не менее важно регулярно встречаться для обсуждения обратной связи, чтобы минимизировать возможное непонимание.

В целом я вижу, что все больше российских компаний приглашают целые команды из международных конкурентов, и это, безусловно, усилит позиции нашего бизнеса. Ведь «хорошая школа» Большой фармы может принести ценность и помочь в получении на российском рынке всех препаратов, которые необходимы для лечения самых редких и сложных заболеваний.

читайте также