В 2000-х оффер от компании Большой фармы представлялся для большинства топ-менеджеров в фармотрасли венцом карьеры. Современные продукты, продуманные системы обучения, прозрачные и четкие бизнес-процессы, возможность глобальной карьеры, привлекательный уровень вознаграждения и социальные пакеты, в которые входили всевозможные страховки на сотрудника и семью, корпоративные автомобили премиум-класса, оплата фитнеса и другие «плюшки».
С 2014 года международные гиганты постепенно сокращали программы развития бизнеса в России. Эти процессы развивались не быстро, но с 2022 года приобрели лавинообразный характер.
Несмотря на то, что крупнейшие глобальные игроки фармотрасли, в отличие от представителей других индустрий, не спешат покидать Россию, во многих российских офисах международных компаний проходят сокращения, включая и линейку топ-менеджеров.
Наметившаяся оптимизация затрат влечет за собой снижение доходов, отсутствие амбициозных проектов и интересных задач, так как стратегия сейчас больше ориентирована на поддержание текущих операционных процессов.
Некоторые из этих компаний заявили о прекращении инвестиций в Россию, приостановлении маркетинговых активностей, ограничив коммерческую деятельность только основными продуктами. Другие продолжили поддерживать все текущие поставки препаратов. Наконец, есть и те, кто практически полностью свернул свою деятельность на отечественном фармрынке.
Крупные российские фармацевтические производители, напротив, сегодня активно инвестируют в разработку новых продуктов, развивают производство, осваивают цифровые каналы продаж, выходят на новые внешние рынки сбыта в Азии, Африке и Южной Америке.
Выходцы из Большой фармы интересны российским компаниям.
Во-первых, это хорошая школа. Да, процессы в российском бизнесе значительно отличаются от международных, но все же глобальные фарм игроки остаются во многом примером для российского бизнеса. При определенной адаптации многие проекты, реализованные в международных компаниях, топ-менеджер может внедрить на новом месте работы.
Во-вторых, это высокий уровень знаний рынка. Компании Большой фармы славятся своими системами обучения, в том числе по новым продуктам. И то, что пришедшие в команду топы делятся полученными знаниями, безусловно, несет большую ценность для российских игроков. В-третьих, опыт в мультикультурной среде и хороший английский язык — это те «бонусы», которые точно будут на руку, когда российский бизнес будет готов к выходу на внешние рынки.