Мы используем файлы cookie и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта, а также для улучшения предоставления информации. Нажимая «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie и данных метрических систем. Подробнее
Итоги ECOM RETAIL WEEK 2023
Компания Kontakt InterSearch Russia в очередной раз выступила партнером деловой программы бизнес-форума Ecom Retail Week, собрав три сессии с руководителями компаний из сферы электронной торговли. Делимся ключевыми итогами встреч.
«Бизнес-вызовы и задачи отрасли 2023»
Спикерский состав:
Родион Ступин, операционный директор В2В маркетплэйс «Максмарт»
Евгений Щепелин, эксперт, председатель наблюдательного совета WEE (MENA), ex-председатель СД СберМегаМаркета, InSales, управляющий директор СБЕР
Игорь Гусев, Генеральный директор ООО «Ларедут Рус»
Антон Володькин, генеральный директор онлайн кинотеатра Wink (ООО «Рестрим медиа»)
Анна Камбулова, управляющий директор ПАО «Совкомбанк»
Анатолий Сморгонский, генеральный директор Bibi
Модератор:
Марина Тарнопольская, управляющий партнер Kontakt InterSearch Russia
Итоги встречи:
Ключевые задачи: расширение географии присутствия, цифровая трансформация и удержание клиента.
Стратегии компаний требует большой гибкости, даже перехода к сценарному планированию. Сегодня актуальны стратегии не на 10 лет, а на более короткий срок.
Важная составляющая любой стратегии – люди, ощущается сильный дефицит кадров.
Хрупкий новый мир вносит корректировки в управление талантами и управление командой. Растить преемников становится сложнее.
Можно констатировать перегретость рынка по уровню зарплат и ожиданий.
Актуальный тренд – всеобщая усталость, которая затрагивает в том числе и топ-менеджеров. Регулярно работая в стрессе, они начинают транслироваться стресс вовне.
Личное общение коллег: общие мероприятия, пересечения в проектах, спортивные инициативы, коммуникация в любом формате – эффективный инструмент удержания. Задача компании – сделать жизнь сотрудников более разнообразной.
Существуют 3 модели реакции на текущую ситуацию в мире: игнорирование, сопротивление и получение выгоды от происходящих перемен.
Нужно создать для каждого сотрудника такие условия, при которых он сможет быстро, эффективно и самостоятельно принять решение. Этому способствует честная и прозрачная коммуникации на уровне руководитель-сотрудник.
Ошибки совершают все, нужно поощрять не ошибки, а рефлексию. Рефлексия помогает правильно формировать и корректировать бизнес-процессы и существенно снижает риск повторной ошибки в будущем.
Нужно пополнять отрасль не только преемниками, но и профессионалами из других отраслей – важен свежий взгляд.
HR иногда должен быть психотерапевтом. Важно правильно совмещать психотипы на этапе выстраивания команды и внимательно следить за уровнем выгорания. Каждый руководитель направления – HR.
Если в компании есть совет директоров, то функция HR заключается также в поиске связующего звена: акционер-совет директоров-команда.
Для бирюзовой культуры роль HR – модерирующая. HR помогает нанимать «правильных» людей, которые умеют слушать и слышать.
HR – полноценный бизнес-партнер.
«HR-стратегии, ведущие к успеху»
Спикеры:
Юлия Демченко, управляющий директор по персоналу Lamoda
Евгения Корнилова, директор по персоналу «Самокат» (ООО «Умный ритейл»)
Илья Зафранский, вице-президент по персоналу, «Азбука вкуса»
Модератор:
Марина Тарнопольская, управляющий партнер Kontakt InterSearch Russia
Итоги встречи:
Привлечение и удержание сотрудников – наиболее острый вопрос. Сложности не только в отношении топ-позиций, но и в отношении линейного персонала. Рынок становится «рынком кандидатов» и для белых, и для синих воротничков.
Компании пересматривают свои подходы в работе, привлекают те ресурсы, с которыми раньше не работали (например, работа с самозанятыми).
Гибкость продиктована временем. Разные категории гибкости применяются для разных категорий персонала. Для IT актуальна гибкость в формате работы, для линейного персонала актуальна гибкость во взаимодействии с работодателем.
Жесткий рынок и высокая конкуренция усугубляют проблему найма и текучки кадров. Ресурсы – самый острый вопрос. Приходится пересматривать формат работы с персоналом, не только гигиенический минимум, но и формат работы топ-менеджмента по удержанию и развитию своих сотрудников.
Сложности не только с количеством, но и с «качеством» сотрудников. Дефицит сильных топ- и мидл-менеджеров.
Развитие лидеров – одна из приоритетных зон для работы. В этом контексте важно взаимодействие сотрудник-руководитель. Важна работа с системой роста людей внутри компании: оценка, развитие талантов, обучение.
Компании, в которых есть successor programs, в 3 раза чаще попадают в число лидеров по финансовым показателям, в 6 раз чаще привлекают и удерживают лучших специалистов. Сотрудники таких компаний в 10 раз чаще оценивают свои лидерские качества как «отличные».
Корпоративная культура – конкурентное преимущество работодателя, важно ее правильно выстраивать и поддерживать.
Необходима работа с мотивацией и «блеском в глазах» управленцев, которые в компании давно. Уже через 3-5 лет взгляд руководителя может замыливаться и, возможно, нужно пересмотреть его зону ответственности.
При достижении топ-менеджером определенного уровня развития полезно обратиться к системе менторства.
Фокус на технологичность HR-процессов – один из ключевых трендов.
HR – это мотивирующий и оказывающий психологическую поддержку драйвер, полноценный бизнес-партнер.
«Будущее профессии Директора e-commerce»
Спикеры:
Максим Сакиб, Head of E-commerce НЛМК
Анатолий Мохов, E-commerce Expert
Иван Будник, директор по электронной коммерции «Гулливер Групп»
Полина Росс, E-commerce director Simple Group
Альберт Усманов еCommerce Director, CDO
Модератор:
Ксения Бакутина, лидер практики fashion&food retail Kontakt InterSearch Russia
Итоги встречи:
Рынок электронной торговли продолжает стремительно расти, соответственно, растет конкуренция среди интернет-компаний. Интернет-магазины трансформировались в большие сложносочинённые платформы с микросервисной архитектурой, и набор компетенций, которыми должен обладать e-commerce директор, сильно увеличился.
Роль e-commerce директора может сильно варьироваться в зависимости от зрелости e-commerce процессов, отрасли, сферы, размеров, стратегии и продукции компании.
Е-commerce директор – это бизнесмен, бизнес-заказчик, который лидирует технические инновации, отвечает за присутствие e-commerce в стратегии компании и сильный лидер, который может собрать вокруг себя звездную команду. Нужно быть трендсеттером в своей области, работать на опережение, предлагать wow-сервис.
Наличие харизмы для e-commerce директора – must. Харизматичному e-commerce директору будет намного легче договориться с теми, кто принимает решения, лоббировать свои предложения и управлять трансформацией.
Харизма, командная игра и большое волевое решение собственника – залог качественного e-commerce в компании.
Если стратегия компании нацелена на развитие онлайн-продаж, то e-commerce директор должен быть на уровне СЕО-1 (или допущен к участию в стратегических сессиях), иначе процесс коммуникации становится сложнее и дольше.
Все зависит от того, насколько собственник или совет директоров понимают необходимость развития в компании e-commerce.
«Качественный» e-commerce тянет за собой трансформацию всех процессов в компании, а любая трансформация – это саботаж и нужно уметь правильно подать этот процесс.
Команда должна понимать общую цель, видеть точку, где компания находится сейчас и куда планирует прийти, необходимо подсвечивать пользу, которую приносят действия команды для бизнеса, только так можно повысить увлеченность и мотивировать на новые достижения. И конечно, важна прозрачная доверительная коммуникация с командой.
Для e-commerce директора опыт первостепенен, поэтому ультимативно констатировать омоложение профессии нельзя.
С большой вероятностью через 10 лет профессия e-commerce директора трансформируется в другую, так как исчезнет грань между онлайн и офлайн.