Мы используем файлы cookie и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта, а также для улучшения предоставления информации. Нажимая «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie и данных метрических систем. Подробнее

Приоткрыть «закрытый клуб»

Нужны ли фармбизнесу СЕО из других отраслей
Фарма — «закрытый клуб» для топов из других сфер бизнеса. Здесь редко можно встретить управленца без медицинского образования. Партнер консалтинговой компании по подбору руководителей Kontakt InterSearch Russia Юлия Забазарных рассказала, какие перспективы могут открыться перед отраслью, если сама она приоткроет двери. Статья была опубликована в издании «Фармацевтический вестник».
КЛУБ ЗНАТОКОВ
Фармацевтическая отрасль на протяжении многих лет считается «элитарной индустрией» и своего рода «закрытым клубом». Внутри отрасли сложилось устойчивое мнение, что без глубоких специальных знаний и умения говорить «на одном языке» с представителями науки эффективно развиваться здесь невозможно.

Подобные убеждения, хоть и не беспочвенны, но приводят к тому, что в фарме редко можно встретить генерального директора без медицинского образования или как минимум не проработавшего в индустрии 10—15 лет. По статистике, более 80% СЕО пришли к этой роли, не выходя за рамки отрасли. Типичный путь топ-менеджера выглядит так: хотел быть врачом, но «суровые 90-е» вынудили идти в бизнес. Начинал с рядовой позиции в фармкомпании и постепенно рос, достигая новых ступеней развития.

Возраст большинства управленцев в отрасли — 40—50 лет. Топ-менеджеры уровня СЕО-1 — не только «узкопрофильные» директора производства или R&D-руководители, но и директора по маркетингу, коммерческие директора, которые, как правило, «выросли» в фарме и чаще всего даже не пытались пробовать себя в другой отрасли.

В целом это объяснимо — ведь для таких руководителей основными являются именно профессиональные компетенции (знание продукта, фундаментальные знания в области технологий, развитая социальная и профессиональная деятельность среди лидеров мнений). При этом похожая ситуация складывается и с подбором бэк-офисных руководителей (HR-директоров, финансовых директоров и т.д.). В других отраслях такие позиции традиционно открыты для кросс-индустриальных переходов, и при оценке профиля руководителя большее значение имеют личностные компетенции. Именно на них делают ставку, выбирая среди равных по уровню опыта и профессиональных компетенций кандидатов. Но не в фарме. Здесь, как и в случае с СЕО, предпочитают кандидатов с опытом в индустрии. Некоторые компании в качестве альтернативы готовы рассматривать кандидатов из химической, пищевой и косметической — смежных отраслей, но не далее.
ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ
Единственным исключением, пожалуй, являются IT-директора. Здесь фармбизнес отдает предпочтение как раз кандидатам из других сфер. Это связано с тем, что фарма всегда была одной из наиболее зарегулированных, а значит, консервативных отраслей. Здесь позже, чем в других индустриях, внедрялись и внедряются инновационные решения, развивается e-com, вводятся онлайн-инструменты продвижения продукции.

Понимая, что лучшие кандидаты на позицию IT-директора развиваются за пределами отрасли, фармкомпании охотно рассматривают внешних кандидатов. Например, когда мы обсуждали с крупным российским фармпроизводителем запрос на поиск директора по IT и цифровой трансформации, в список ключевых компаний для поиска не вошла ни одна фармкомпания. Наиболее предпочтительными оказались крупные международные и российские FMCG-производители.
ВЫХОД ЗА РАМКИ
Готовность выйти за стандартные рамки и получить приток новых идей особенно актуальна не только при поиске IT-управленца. Развитие альтернативных каналов продвижения, реорганизация производственного процесса, открытие новых рынков и направлений — все это может принести фармбизнесу СЕО — выходец с других рынков.

В российской фарме есть успешный пример, когда акционеры рискнули и пригласили на позицию коммерческого директора кандидата из бизнеса, связанного с интернет-сервисами и не имеющего ни малейшего представления о специфике организации продаж и развития бизнеса в фарме. В результате за год работы СЕО обо роты и прибыль компании значительно выросли.

Конечно, это риск. Но в случае, если удается внедрить нестандартные решения и уйти от традиционной структуры продаж, результат может превзойти ожидания.

Ситуация понемногу меняется, «закрытый клуб» слегка приоткрывает двери для новых игроков. Я бы порекомендовала акционерам фармбизнеса быть более открытыми к кандидатам из других индустрий. Преимущества этого тренда очевидны:
  • новые технологии и подходы;
  • свежий взгляд на привычные проблемы;
  • ситуация, когда имеющаяся команда в процессе помощи в адаптации для нового топ-менеджера также развивает новые компетенции;
  • более тесная интеграция с другими индустриями, коллаборация, например с маркетплейсами, FMCG-бизнесами, что может принести дополнительную ценность бизнесу и улучшить финансовые результаты.
ЗАЙТИ И ОСТАТЬСЯ
На рынке немало топов из других отраслей, которые мечтают попасть в обойму фармбизнеса. Отрасль привлекает их стабильностью, социальной ответственностью, масштабами задач.

Для того, чтобы фарма ответила кандидатам взаимностью, на мой взгляд, надо:
  • развивать деловые связи среди топов фармбизнеса. Это поможет быть в курсе основных тенденций, потребностей, путей развития отрасли;
  • интересоваться аналитикой отрасли, предлагать на встречах с потенциальными работодателями свои идеи (пусть даже самые смелые) на основании анализа данных. Это поможет продемонстрировать возможности применения вашей экспертизы в новой отрасли;
  • продвигаться ближе к фарме — косметика, БАД, химическая отрасль являются наиболее близкими отраслями, откуда гораздо проще перейти в фармкомпанию, чем, например, из автомобильной или нефтегазовой индустрии.

читайте также