Мы используем файлы cookie и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта, а также для улучшения предоставления информации. Нажимая «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie и данных метрических систем. Подробнее
Руководители дали оценку стереотипам о поколении Z
Российские менеджеры подтверждают, что у сотрудников, которых относят к поколению Z, есть некоторые общие черты. Однако руководители не имеют единого мнения о том, являются ли эти характеристики отличительными для тех, кто родился после 1995 года, или присущи молодежи во все времена. Такие тенденции представлены в исследовании BrandUp&YоunGo (проект Kontakt InterSearch).
В первом вопросе исследования респондентам нужно было решить, насколько они согласны с характеристиками, которые дали поколению Z российские и зарубежные эксперты. Каждому утверждению менеджеры могли поставить от 1 до 10 баллов, где 1 – «совсем не согласен», а 10 – «абсолютно согласен».
Максимальный средний балл (7,5) получило высказывание о том, что молодые сотрудники чаще стараются выстроить баланс между работой и личной жизнью. Кроме того, они чаще, чем их коллеги старше 30 лет, желают добиться мгновенного успеха (7,4) и больше ценят возможность индивидуального графика (7,3). Респонденты также отметили, что молодым сотрудникам сложнее сосредоточиться на рутинных задачах – средний балл у этого высказывания составил 7,1.
Российские менеджеры считают, что креативность и изобретательность молодых сотрудников переоценены – средний балл этой характеристики составил 5. Столько же получило утверждение об их неготовности принимать рискованные решения. Большинство опрошенных не согласились с высказываниями, что молодые люди стремятся найти работу как можно раньше и предпочитают образованию в вузе самообразование (4,8), что они неохотно высказывают свое мнение (4,7) и что сотрудники, рожденные после 1995 года, эффективнее справляются с выполнением нескольких задач одновременно, чем те, которые родились до 1995.
Интересно, что в оценке утверждений о поколении Z респонденты редко использовали максимальные баллы, и в итоге 7,5 оказалось наибольшим значением. Полученный результат говорит о том, что многие характеристики молодых сотрудников остаются достаточно спорными.
Мифы о поколении Z
Мы попросили оценить по 10-балльной шкале некоторые утверждения, которые часто приписываются поколению Z (1 – «вообще не согласен с тем, что данная характеристика соответствует большинству моих молодых подчиненных», 10 – «полностью согласен»). В результате для каждой характеристики был посчитал средний балл.
Характеристика
Оценка
У них более ярко выражена ориентация на work-life balance, чем у сотрудников старше 30 лет
7.5
Они стремятся к мгновенному успеху
7.4
Они стремятся к гибкому графику (просили/обсуждали индивидуальный график, часы прихода на работу и т.п.)
7.3
Им сложнее, чем сотрудникам старше 30 лет, заниматься рутинными задачами
7.1
Характеристика
Оценка
Они не готовы принимать рискованные решения
5
Они креативнее и изобретательнее сотрудников старше 30 лет
5
Они рано устроились на работу, предпочитая образованию в вузе самообразование
4.8
Они не готовы открыто выражать свою позицию
4.7
Они лучше справляются с многозадачностью, чем сотрудники старше 30 лет
4.0
«Результаты исследования важны для выстраивания коммуникации с молодыми сотрудниками. Однако использовать только поколенческую теорию – без учета экономических, исторических и социокультурных особенностей – плохая идея. Семья, друзья, школа, хобби и другие факторы оказывают огромное влияние на формирование профессионала и личности в целом, и принадлежность к какому-либо поколению – это лишь элемент общей картины».
Анастасия Стасева
партнер Kontakt InterSearch Russia, руководитель проекта BrandUp&YounGo
Второй вопрос, на который эксперты получили ответ от менеджеров, состоит в том, признают ли они черты, перечисленные в предыдущем разделе, характерными только для поколения Z. Более половины респондентов (55%) отметили, что выстраивание баланса между работой и личной жизнью, желание мгновенного успеха и превосходное владение современными информационными технологиями отличают представителей нового поколения от тех, кто вышел на рынок труда 10 или 20 лет назад.
Некоторые черты, по мнению руководителей, присущи всем молодым людям независимо от поколения. 55% опрошенных отнесли к таким характеристикам нестандартный и креативный подход. 54% менеджеров считают, что сложности с поиском выхода из проблемных ситуаций возникают у молодежи и могут быть связаны с отсутствием опыта. Утверждение, что сотрудники, которых относят к поколению Z, не готовы принимать на себя ответственность за вынесенные решение, также отнесли к характеристикам тех, кто только начинает строить свою карьеру.
Характеристики, которые большинство респондентов посчитало отличительными для поколения Z
55%
Они стремятся к мгновенному успеху
55%
Они придерживаются work-life balance (не готовы работать в выходные и нерабочие часы и т.п.)
55%
Они отлично владеют современными информационными технологиями
54%
Они стремятся к гибкому графику (просили/обсуждали индивидуальный график, часы прихода на работу и т.п.)
54%
Они предпочитают вести деловые вопросы, избегая звонков и личного взаимодействия
54%
Им очень важна похвала и признание
51%
Они не могут долго концентрироваться на одной задаче и быстро теряют к ней интерес (трудность удержания внимания)
55%
Они часто демонстрируют нестандартный, креативный, изобретательный подход
54%
Им сложно решать проблемные рабочие ситуации
53%
Они не готовы брать на себя ответственность за решения
52%
Они не готовы открыто выражать свою позицию
51%
Они не готовы принимать рискованные решения
51%
Они отлично справляются с несколькими задачами одновременно (многозадачность)
«Когда обсуждают поколенческую теорию, к характеристикам поколения Z прибавляют еще и те черты, которые присущи большинству молодых людей в силу их неопытности. Так или иначе преимущества поколения Z нужно использовать в работе. Например, учитывать при приеме на работу молодых специалистов тот факт, что они смогут достаточно удачно выполнять задачи в таких направлениях, как программирование, диджитал-коммуникации, интернет-маркетинг».
Анастасия Стасева
партнер Kontakt InterSearch Russia, руководитель проекта BrandUp&YounGo
Стоит отметить, что во второй части исследования мнения респондентов также сильно расходятся. Максимальный результат, который был представлен, – это 55%. Руководители скептично относятся к тому, что можно сделать правильное обобщение и подобрать ключ к сердцам всех людей, родившихся после 1995 года.