Некоторое время назад престижный журнал Fortune опубликовал результаты исследования, посвященного именно этому вопросу. В исследовании проанализированы две выборки, в каждой из которых было представлено по 600 недавно нанятых руководителей. Первая группа состояла из специалистов, нанятых другими компаниями в том же секторе, в том числе и конкурентами. Вторая группа состояла из руководителей, пришедших из совершенно разных отраслей. Критерием успеха или неудачи являлось условие, согласно которому руководитель должен был проработать в компании более 12 месяцев после найма.
Результат исследования оказался неожиданным. Из группы руководителей, пришедших из того же сектора, через год осталось 35%. Из группы руководителей, пришедших из других секторов, 68% оставались в компании по истечении одного года. Этот результат опроверг устоявшиеся представления. В связи с тем, что разница была настолько велика, исследователи решили выяснить, в чем причина.
Были опрошены топ-менеджеры и агентства, оказывавшие услуги найма. В результате выявлены разнообразные причины, объясняющие неудачу либо успех. Эти причины полностью совпадают с результатами наблюдений за кандидатами и интерим-менеджерами, с которыми сотрудничало агентство QMT.
Причины, по которым руководители, пришедшие из других отраслей, были гораздо успешнее, следующие:
- Логично, что в сумме во всех других секторах больше хороших управленцев, чем в одном конкретном секторе.
- Руководитель, пришедший из другого сектора, знает, что ему или ей придется учиться. Это часто означает, что они более открыты и поэтому лучше адаптируются.
- Обучаясь, руководитель опирается на свою команду, ценит ее, и это повышает мотивацию ее членов. Такие руководители проявляли уважение и сотрудничали с коллегами. Их стремление узнать компанию поближе часто приводило к тому, что они находили новые возможности для изменений и улучшений, которые прежде никто не замечал.
- Такие руководители также привносили свежий подход, смотрели на вещи под новым углом и поддерживали атмосферу позитивной критики. Это помогло команде переосмыслить концепции, которые ранее считались само собой разумеющимися.
- Задавались вопросы, которые раньше никогда не рассматривались. Это способствовало непрерывному и быстрому обучению. Команда научилась выходить из зоны комфорта под контролем и с минимальным стрессом.
- В быстро меняющихся условиях, в которых мы находимся сегодня, вчерашние идеи и методы зачастую быстро устаревают.
- Руководитель вносит свои ноу-хау, которые создают ценность в команде.
- Разнообразие идей и опыта обогащает работу компании.
Такое разнообразие и обмен новыми идеями и опытом приводят к появлению так называемого добродетельного круга.
Причины неудач руководителей из того же сектора:
- Во многих случаях эти руководители стремились воспроизвести копию своей старой компании на новом месте. Они тешили себя иллюзией, что рынок, клиенты, бизнес и другие факторы успеха одинаковы для всех компаний. Они полагали, что и методы работы всегда должны быть одинаковыми. Это вступало в противоречие с культурой компании, с коллективом и с тем, как компания вела бизнес. В результате страдала командная работа с непосредственными подчиненными и с остальными сотрудниками. У компаний есть свои индивидуальные особенности: все они работают по-разному. Используя догматический подход, руководители быстро оказывались изолированными, дискредитированными — их управленческая деятельность слишком часто терпела неудачу.
- Их видение компании и отрасли было обусловлено и сформировано опытом, схожим только на поверхностном уровне, но не в фундаментальных основах бизнеса. Они соглашались с известными концепциями, не подвергая их критическому сомнению.
- Новых идей, как и свежих подходов, практически не было.
- Навыки и опыт, которые они приносили с собой, во многих случаях не особенно отличались от уже имеющихся в компании.
- Сегодня мир и многие сферы бизнеса меняются настолько быстро, что знания в той или иной отрасли быстро устаревают. Руководители, считающие себя знатоками отрасли, часто могут даже препятствовать поиску того, что действительно нужно компании.
Одним словом, преемственность и отсутствие новых идей создали порочный круг.