Меню

КАК РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СВОИМИ СИЛАМИ?

Сегодня карьера базируется не только на качественном образовании, профессиональных знаниях и
компетенциях – хорошему руководителю важно обладать развитым эмоциональным интеллектом. О том, можно ли научиться работать с собственными и чужими эмоциями, рассказывает Вероника Ноговицина, директор банковской практики Kontakt InterSearch Russia.


Исследования свидетельствуют о том, что люди с высоким эмоциональным интеллектом от 70%* получают зарплату на 20% выше по сравнению с другими сотрудниками. Их чаще повышают, им чаще предлагают работу конкуренты. Компания Talent Smart выяснила, что ежегодный доход работников с высоким эмоциональным интеллектом выше на 29 тыс. долларов по сравнению с сотрудниками, у которых EI развит слабо. К подобным выводам также пришли эксперты журнала Journal of Vocational Behavior.

Поэтому недостаточно быть хорошим специалистом в своей сфере. Карьерного роста и увеличения дохода добьются руководители, которые могут убеждать других в необходимости того или иного решения, умеют грамотно общаться с разными типами сотрудников, обладают значительной гибкостью и легко приспосабливаются к переменам.

* По методике К.Петридиса TEIQ
Что такое эмоциональный интеллект?
Тема эмоционального интеллекта активно изучается с 60-х годов прошлого века. Пожалуй, самым известным автором в этой сфере стал Даниэль Гоулман. Есть и профессиональные системы оценки, среди которых наиболее распространен TEIQ, разработанный профессором Константинисом Петридисом. Оценка состоит из анкеты, прохождение которой занимает около 20 минут, а также обратной связи от консультанта, длящейся около часа.

Эмоциональный интеллект – это система шкал, которые оценивают способность каждого из нас взаимодействовать с окружающим миром. К примеру, TEIQ оценивает 15 характеристик в 5 блоках:

  • Восприятие эмоций, сопереживание, выражение эмоций и межличностные отношения
  • Счастье, оптимизм, самооценка
  • правление эмоциями, импульсами и стрессоустойчивость
  • правление эмоциями, ассертивность, социальные отношения
  • Адаптивность и самомотивация

Для комфортной работы и продвижения по службе не нужно получить 100% по каждой характеристике. Потребность в той или иной компетенции зависит от конкретной функции, которую вы выполняете. Например, в продажах очень важно уметь убеждать в своей экспертности и точке зрения, отрабатывать аргументы – значит, сотруднику необходимо получить высокие цифры по таким параметрам, как «самооценка» и «управление эмоциями».

Если же речь идет о задачах по трансформации бизнеса, то тут однозначно нужна высокая адаптивность – умение подстраиваться под новые условия и самому менять мир вокруг себя. С такими проектами будут отлично справляться сотрудники со средним контролем импульса, которые умеют принимать решения в условиях высокой неопределенности.
Как развивать эмоциональный интеллект самостоятельно?
Никогда не отрицайте эмоции. К сожалению, мы выросли в культуре, где слышали с самых юных лет фразы вроде «ничего страшного, перестань ныть, мальчики не плачут» и пр. В результате мы привыкли скрывать и замалчивать эмоции, не разбирать и не осознавать их. Первый шаг для того, чтобы повысить свой EI, – договориться с самим собой, что любая эмоция что-то значит и нужно дать ей право на существование.

Попытайтесь регулярно проговаривать свои эмоции: «я рад, потому что…», «мне грустно, потому что…», «я вышел из себя, потом что…». Это, с одной стороны, научит читать свои эмоции, а также позволит лучше понимать других людей.

Старайтесь «читать» своих визави. В каком настроении сейчас ваш собеседник? Готов ли он к душевному разговору или лучше попробовать обсудить важную тему в другой раз?

И наконец, крайне важный инструмент – обратная связь. Можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  1. Постарайтесь пройти тестирование, чтобы по итогу понять, какие параметры нуждаются в развитии и каким уровнем эмоционального интеллекта вы сейчас обладаете. Либо постарайтесь оценить себя сами.
  2. После тестирования определите один параметр, который сейчас очень негативно сказывается на вашей жизни и мешает достижению тех или иных целей.
  3. Визуализируйте последствия: выпишите все положительные изменения, которые произойдут в вашей жизни, если вам удастся усилить данную компетенцию, а также укажите трудности, с которыми вы сталкиваетесь сейчас по причине того, что вам не хватает этой компетенции.
  4. Начните постоянно отслеживать выбранный параметр эмоционального интеллекта в работе и личной жизни. Хотя бы раз в неделю задавайте себе вопрос: «Когда у меня получилось хорошо проявить эту компетенцию и когда не получилось?». Обязательно просите об обратной связи коллег, начальника или подчиненных, а также близких и родственников.
  5. Каждому параметру эмоционального интеллекта посвящены статьи, книги, видео и полноценные тренинги. Поставьте себе задачу изучить ресурсы. Книги по эмоциональному интеллекту, которые я рекомендую: «Эмоциональная гибкость» Сьюзан Дэвид и «Эмоциональный интеллект» Даниэла Гоулмана.
  6. Самое прекрасное: если вы будете поступательно и четко работать над одним параметром, то с огромной долей вероятности сможете усилить и другие. Однако лучше не распыляться и ставить в цель только один из них.
  7. Смотря фильмы или читая книги, делайте паузы, чтобы ответить: «Какие чувства испытывал герой? Почему?».
В результате вы научитесь лучше понимать себя и выстраивать хорошие отношения с другими людьми. А как бонус – сможете существенно увеличить свой доход. Поэтому не бойтесь приступать к работе над собой.
Кейс
Ко мне обратился собственник с высокой адаптивностью. Протестировав как его, так и 4 руководителей его бизнес-подразделений, мы выяснили, что у всех пяти адаптивность высокая. На практике это выливалось в то, что они часто меняли направление развития бизнеса и принятые решения, от одной стратегии уходили к другой. Это мешало добиться существенного результата и всех выматывало.

Рецепт успеха есть. Понимание, что высокая адаптивность почти всегда означает, что вы захотите поменять ранее принятые решения, изменить сроки, тактику и даже стратегию, согласованные ранее, – уже путь к успеху. Потому что зная это, вы будете легко подмечать, что опять делаете то же самое и сможете взять паузу, а также начнете периодически останавливать себя и не менять ранее оговоренные моменты.

В данном случае мы договорились с клиентом, что он будет ставить сроки, в течение которых не будет менять решение, чтобы добиваться хотя бы какого-то прогресса по выбранному плану, прежде чем его менять. А также поставили цель дополнить команду людьми с низкой адаптивностью, которые бы балансировали принятие решений и добавляли бизнесу стабильности.
поделиться
читайте также