В российской фармацевтической отрасли работает более 1,6 тыс. производственных площадок, при этом основной объем рынка определяют порядка 20 самых крупных производителей. Конкуренция за сильных профессионалов между компаниями высока. Например, по нашим оценкам, на российском рынке не более 250 кандидатов среди директоров заводов, обладающих всеми необходимыми компетенциями для управления современным и успешным фармацевтическим производством. В открытом поиске из них единицы. Остальные в лучшем случае рассматривают входящие предложения.
Ситуация обостряется еще и тем, что сотрудников производств, как рядовых, так и управленцев, перекупают другие отрасли. Пищевая и химическая промышленность, а также «нефтянка» — прямые конкуренты за фармацевтические кадры. Первые две сферы составляют серьезную конкуренцию фарме по зарплатам, а последняя привлекательна и зарплатами, и бонусами.
На директоров заводов, директоров по качеству, главных технологов и руководителей по закупкам нередко ведется настоящая охота. Рекрутеры прикладывают массу усилий, чтобы «схантить» желаемого специалиста. Очевидно, что топ-менеджеры с успешным опытом управления производством, практическими знаниями в области стандартов GMP и сильными лидерскими компетенциями имеют возможность выбирать работодателя.
Помимо системы вознаграждения, бренда компании, портфеля продуктов и корпоративной культуры для кандидата всегда было важным место, где он будет жить и работать. Местоположение производства, инфраструктура города, наличие хороших школ и детских садов, а также возможности для профессиональной реализации супруги или супруга. Да и климат, общая ситуация в городе, наличие культурной жизни тоже играют не последнюю роль.
Безусловно, важно и место проживания: класс жилья, благоустроенность двора. У нас был кейс, когда компания сняла частный коттедж директору завода, чтобы три его большие собаки могли спокойно гулять во дворе.