45% компаний за последний год изменили долгосрочную стратегию, 35% – краткосрочную, 32% утверждают, что не меняли стратегию вообще, и 8% отмечают, что стратегия не входит в зону их приоритетов, так как они находятся в состоянии «тушения пожаров».
Основные фокусы внимания в управлении HR распределились в следующем порядке: самая приоритетная задача на сегодняшний день – это повышение мотивации команды (65%), на втором месте – удержание ключевых сотрудников (55%), затем привлечение новых сотрудников (52%), изменение системы мотивации (38%), разработка новой стратегии (33%), управление стрессом в команде (18%), замена релоцировавшихся сотрудников (3%), управление работой сотрудников, находящихся за рубежом (3%).
Сильный дефицит кадров ощущают 43% компаний, еще 30% не видят изменений в ситуации с подбором управленцев, 13% связывают дефицит с отъездом специалистов из страны.
В исследовании, кроме компаний-работодателей, также приняли участие сотрудники и кандидаты уровня руководителей высшего звена. Самая мотивирующая задача для топ-менеджера, по мнению 85% работодателей и 57% сотрудников, – развитие новых регионов, продуктов или направлений. На втором месте – оптимизация процессов, на третьем – операционное управление процессами.
Ключ к эффективной коммуникации HR и генерального директора, по мнению 62% респондентов-работодателей, – это равные отношения, когда HR выступает в роли полноценного бизнес-партнера. В числе других факторов, которые влияют на эффективность коммуникации HR и генерального директора, 57% управленцев отмечают открытый регулярный диалог, 42% – понятно донесенную стратегию. Всего 8% говорят о том, что HR должен быть только поддерживающей функцией в компании.
В вечной борьбе между hard и soft skills, по ответам работодателей, побеждают личностные характеристики (70%) как самые важные для топ-менеджера сегодня.
Ответы кандидатов на вопрос об идеальном руководителе распределились следующим образом: все же большинство – 62% выбирают частный бизнес, 34% – крупную корпорацию. Компанию, не находящуюся на территории России, хотели бы видеть своим работодателем 31% респондентов-кандидатов.
39% сотрудников хотят, чтобы их идеальный руководитель в первую очередь был наставником (ментором), 32% хотели бы, чтобы им был акционер, 19% – совет директоров.