«Хочется отметить, что в результатах исследования мы не увидели новых ярких тенденций, но мы точно наблюдаем ускорение развития особенностей поведения молодых специалистов на рынке труда, которые появились в последние годы. Одна из самых важных для работодателей – большой интерес студентов и выпускников к созданию собственного бизнеса и проектной работе на фрилансе. Причем если раньше эти заявления скорее имели формат «мечты», которая редко воплощалась в реальность, то сейчас мы видим значительный рост количества реальных попыток создать что-то свое еще в момент обучения в вузе (принимая госэкзамены в одном из столичных вузов в этом году, я насчитала около 30% дипломных работ, основанных на собственных проектах, находящихся на разных стадиях развития). Это тенденция ведет к тому, что для привлечения молодых специалистов работодателям необходимо делать большой фокус на культивирование предпринимательства внутри их компаний, на создание проектных групп для запуска «бизнеса внутри бизнеса», участвуя в которых ребята будут получать те эмоции и отдачу, которые им важны, при этом видя очевидное преимущество в поддержке их проектов со стороны стабильного бизнеса, его наработанной инфраструктуры и опытных коллег.
Второй фокус внимания сейчас должен быть направлен на предоставление возможности сотрудникам работать удаленно по гибкому графику (конечно, за исключением тех профессий, которые требуют ежедневного реального присутствия на производстве/заводе/в лаборатории и т.д.). Этот фактор для молодежи уже становится «гигиеническим фактором» при выборе места работы. Гибкий график также поможет работодателям привлекать на стартовые позиции студентов 2-4 курса, которым необходимо совмещать работу с учебой в вузе. Увы, это может стать актуальной задачей для работодателей в случае необходимости заместить часть сотрудников студентами, не подлежащими мобилизации и призыву».