Исследование Kontakt InterSearch Russia о тенденциях предстоящего года
В преддверии 2024 года мы традиционно задались вопросом «Что ждет бизнес в следующем году?».
В поисках ответа мы опросили свыше 1500 управленцев российских компаний.
Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем проекте «БИЗНЕС. ВЕРСИЯ 2.024». Мы делимся главными бизнес-трендами предстоящего года и подкрепляем аналитику интервью с собственниками и CEO ведущих компаний рынка.
Приятного чтения и счастливого Нового года!
Какие задачи ставит бизнес на 2024 год?
С какими сложностями придется столкнуться компаниям?
Как изменится роль HRD?
Каким должен быть идеальный руководитель?
Глава 1
ГЛАВНОЕ О СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА НА 2024
О необходимости изменений
Новая реальность диктует новые правила ведения бизнеса. Компании же, не желая уходить в тень, вынуждены менять свою стратегию. Среди наших респондентов:
26%
изменили долгосрочную стратегию за последний год
16%
изменили краткосрочную стратегию за последний год
32%
говорят о том, что стратегия приобрела формат сценарного планирования
24%
утверждают, что их стратегия не изменилась вовсе
«В условиях быстроменяющейся внешней среды иметь план на 10 лет и строго ему следовать — по меньшей мере неразумно. Но при этом работать только с ситуационным планированием — это тоже крайность».
Мы спросили управленцев о главных задачах, которые стоят перед их компаниями в 2024 году. Безоговорочным лидером стали вопросы операционной эффективности (86%).
86%
Операционная эффективность
43%
Цифровая трансформация, роботизация
34%
Расширение географии присутствия
32%
Удержание клиента
24%
Импортозамещение
21%
Минимизация влияния санкций
11%
Кибербезопасность
5%
Другое
«На 2024 компания ставит амбициозные планы: во-первых, мы начинаем новую „пятилетку“, наша стратегия — это наращивание устойчивости нашей сети, во-вторых, — это использование цифровых технологий и искусственного интеллекта, повышение кибербезопасности, в-третьих — инвестиции в талантливых сотрудников…».
основатель Федеральной сети многопрофильных медицинских центров «Клиника Фомина»
«Дефицит кадров становится ключевой проблемой российского бизнеса. В ближайшие годы этот фактор будет усиливаться. Удержание и мотивация сотрудников уже сейчас — ключевые приоритеты для руководителей».
«Хочется сказать, что 2023 год для меня ассоциируется с Ренессансом. Мы научились преодолевать очень многие преграды и работать в новых реалиях: быстро реагировать на изменение курса валют, выстраивать новые цепочки поставок…».
удержание лучших сотрудников и повышение мотивации коллектива
23%
привлечение новых сотрудников
9%
обучение и развитие команды
Среди менее популярных ответов: развитие HR-бренда и оптимизация бизнес-процессов в контексте HR.
Проблемы топ-менеджеров
Управленцы ежедневно сталкиваются с массой разноплановых задач, многие из которых вызывают напряжение и нестабильность. Среди главных «болей»: удержание лучших сотрудников и их мотивирование (60%), несамостоятельность сотрудников (40%), концентрация команды на процессах, а не результатах (38%) и др. 16% респондентов высказались об отсутствии культуры «ошибки».
«Ошибки совершают все, нужно поощрять не ошибки, а рефлексию. Рефлексия помогает правильно формировать и корректировать бизнес-процессы и существенно снижает риск повторной ошибки в будущем. Право на ошибку — это часть корпоративной культуры».
Своим приоритетным мотиватором топ-менеджеры называют новые вызовы и интересные задачи. «Побороться» за звание мотиватора-лидера может лишь денежный фактор.
Ответы сотрудников (топ-менеджеров)
Ответы работодателей
«Сильная корпоративная культура — это более значимый фактор, чем компенсация. Мы ежегодно делаем бенчмарк доходов наших сотрудников и рынка и в ситуациях, когда мы оказываемся ниже рынка, не наблюдаем выход сотрудников из команды».
49% респондентов готовы к смене работы в 2024-м году и активно рассматривают предложения, 32% пока настроены не так решительно. Лишь 19% заявили, что не планируют менять работу в наступающем году.
При этом для 51% респондентов именно финансовый фактор является главной причиной возможной смены работы.
51%
Финансовый фактор
42%
Отсутствие дальнейшего роста/задач, которые бы меня драйвили
31%
Отсутствие поддержки/коммуникации со стороны более высокого руководства
24%
Условия работы
23%
Личность руководителя
11%
Бронь/релокация
10%
Трудности с мотивированием и удержанием ценных кадров
3%
Другое
Гибридный формат работы
Интересно, что управленцы не стремятся работать удаленно или же гибридно. Лишь 25% респондентов назвали этот фактор критичным. Для остальных же гибридный формат не приоритетен.
Более половины работодателей (66%) готовы предложить своим топ-менеджерам гибридный формат. При этом 34% из них — лишь в редких случаях.
Готовность компаний предложить топ-менеджерам гибридный формат работы
Насколько топ-менеджерам важно наличие в компании гибридного формата работы
«В „Самолет Москва“ 3900 сотрудников и всего 400 мест офисных рабочих мест. Для нас гибридный график — норма, и это дает нам возможность: а) масштабировать бизнес на 50−60% ежегодно б) иметь вовлеченность команды 87% и выше…».
Примечательно, что значительное большинство компаний отмечают перегретость рынка по уровню зарплатных ожиданий.
76%
мы ощущаем перегретость
22%
мы не ощущаем
2%
другое
Вероятно, это является причиной того, что 46% компаний не готовы платить топ-менеджерам доход выше рыночного. 24% могут предложить повышение до 15%, 10% — повышение на 15−30% выше рынка, 6% — на 31−50%. 14% респондентов затруднились с ответом.
Тем не менее некоторые компании все же планируют изменить систему мотивации в 2024-м году, в том числе и финансовую составляющую.
«Материальная мотивация не оказывает долгосрочного влияния на вовлеченность и работоспособность, так как материальные стимулы относят к „гигиеническим“ факторам как что-то, что должно быть на удовлетворяющем сотрудника уровне».
В бизнес-сообществе все чаще встает вопрос о кадровом дефиците в управленческом звене. Результаты исследования подтверждают наличие проблемы: 74% респондентов ощущают дефицит руководителей. Причем речь идет как о количественном дефиците (нехватке людей на управленческие позиции), так и о качественном (недостатке определенных, навыков, компетенций, кейсов в портфолио и др.).
47%
качественный и количественный
45%
качественный
8%
количественный
Кадровый резерв
Несмотря на очевидность проблемы, лишь в 41% компаний существуют кадровый резерв или функционируют программы профессионального развития. Среди опрошенных нами управленцев всего 40% состоят в кадровом резерве.
«Наличие в компании собственного „акселератора“ и кузницы кадров по передаче опыта и развитию сотрудников, которые в будущем составят кадровый резерв, — хорошая практика».
«Во-первых, хочется отметить важность открытой обратной связи от руководства компании. Нужно своевременно реагировать на внешние обстоятельства, влияющие на сотрудников, предлагая решения и доносить ключевые решения внутри компании».
Управленцы по-прежнему предпочитают работать в крупном частном бизнесе (45%). Напомним, что в прошлом году этот же ответ стал наиболее популярным, его выбрали 62% респондентов.
Разделяются мнения относительно идеального управленца. Каким же должен быть руководитель в 2024-м году?
Какой руководитель для вас идеальный?
81%
Предоставляет свободу действий, не контролирует каждый шаг. Оценивает результат, а не процесс
66%
Не отделяется от команды: открыт для коммуникации и находится в доступе
61%
Умеет объединять людей с разным опытом и мотивацией для достижения общих целей
46%
Создает комфортную среду для сотрудников, является частью корпоративной культуры
41%
Не лишает права на ошибку
40%
Создает пространство и возможность для рефлексии, умеет давать развивающую обратную связь
1%
Другое
81%
Предоставляет свободу действий, не контролирует каждый шаг. Оценивает результат, а не процесс
66%
Не отделяется от команды: открыт для коммуникации и находится в доступе
61%
Умеет объединять людей с разным опытом и мотивацией для достижения общих целей
46%
Создает комфортную среду для сотрудников, является частью корпоративной культуры
41%
Не лишает права на ошибку
40%
Создает пространство и возможность для рефлексии, умеет давать развивающую обратную связь
1%
Другое
«В бизнесе сегодня происходят существенные трансформации. Санкционное давление проявляется во многих вещах, в частности, это сказывается на путях поставок, на ингредиентах, на конкурентах. Огромные изменения — это всегда и риски, и возможности. Каждый руководитель или владелец хочет выиграть в подобной ситуации, а для этого требуется неимоверная гибкость».
генеральный директор Colgate-Palmolive Центральная Азия и Кавказ
«Обратная связь играет огромную роль в ежедневной коммуникации с коллегами. Она дает возможность поблагодарить сотрудника, скорректировать работу, позволяет поразмышлять о том, что он может сделать лучше или по-другому».
«Тема командной работы в период неопределенности сейчас для нас как никогда актуальна. За 2023 год по штату сотрудников мы выросли на треть, и работа в команде в период неопределенности и быстрого роста компании является основным HR-процессом компании».
Сейчас лишь 16% считают директора по персоналу полноценным бизнес-партнером. В том, что в ближайшие несколько лет в задачах HRD произойдет еще больший уклон в сторону бизнеса, уверены 53% респондентов.
Интересна позиция 13% респондентов: для них HRD периодически играет роль психотерапевта, отвечая за счастье и благополучие сотрудников. Что касается будущего, 11% верят, что директор по персоналу станет полноценным директором «по счастью».
45% отмечают, что HRD сможет совмещать роль бизнес-партнера и директора «по счастью».
Роль HRD сейчас
Роль HRD в ближайшие несколько лет
«Роль HRD, на мой взгляд, очень важна для бизнеса, так как от эффективности работы сотрудников напрямую зависит развитие компании в целом. Присутствие HRD на ключевых встречах позволяет ему участвовать в разработке стратегии компании и знать, какие ресурсы необходимы для достижения целей».
«Ключевая боль руководителей и основной фокус внимания в управлении HR в 2024 году — это мотивация и удержание лучших кадров, повышение мотивации сотрудников, работа с „счастьем сотрудника“. При этом 61% респондентов отвечает, что роль HRD — это поддерживающая функция, решающая административно-кадровые задачи».