Бизнес. Версия 2.024

Вадим Терещук, генеральный директор «ГПМ Радио»

В условиях быстроменяющейся внешней среды иметь план на 10 лет и строго ему следовать — по меньшей мере неразумно. Но при этом работать только с ситуационным планированием — это тоже крайность.

У каждой большой компании есть долгосрочная цель, которая выражается в конкретных измеримых единицах, таких как рыночная доля, финансовые показатели, сроки достижения, в нашем случае — это также охват аудитории. Цель — это первое, что должно быть у компании для формирования стратегии, далее мы уже говорим о путях достижения этой цели. В моем понимании, это как раз и есть стратегия. Стратегия — это не то, что должно быть сделано, а то, как и каким путем нужно прийти в ту точку, где вы хотите оказаться. Далее возникают подходы к стратегическому планированию, например, сценарное планирование, когда вы не можете знать, какой будет внешняя среда завтра, как изменится экономическая составляющая, каким образом повлияют политические факторы на тот путь, который вы определили. В зависимости от комбинации внешних факторов компания «рисует» для себя несколько вариантов путей к своей цели (сценариев).

Не всегда сценарии кардинально различаются, иногда различия заключаются в одном или двух пунктах, таких как, например, срок или объем вложенных ресурсов в этот путь. При благоприятном прогнозе экономической конъюнктуры можно обойтись своими средствами, при негативном — необходимо привлечение заемных средств. И вот, перед вами 2 сценария достижения одной и той же цели.