АННА ЗНАМЕНСКАЯ:
«УСТРАНИТЬ ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО В КОМПАНИЯХ ПОМОГУТ ТОЛЬКО ЖЕНЩИНЫ НА РУКОВОДЯЩИХ ПОСТАХ»


Директор по глобальному развитию Rakuten Viber об особенностях международной карьеры, разнице корпоративных культур и продвижении diversity
На вершине корпоративной карьеры в России карьера не заканчивается, и я могу подтвердить это своим примером. Куда можно двигаться дальше?

1. Сменить индустрию.
Построили карьеру в одной отрасли? Можно перейти в другую. Это хорошо работает на примере триумвирата «банки-телеком-онлайн» и даже ритейла. К примеру, Яндекс берет людей из розницы, которые не имеют никакого отношения к диджитал, а в телеком и банки приходят сотрудники из онлайна. Новая отрасль даст вам свежие силы, потому что, когда уходишь в неизвестное тебе направление, появляется драйв и желание узнавать новое.

2. Запустить собственный бизнес или бизнес с инвесторами, где вы выходите на роль CEO.
Это совершенно новый тест для ваших способностей: «В корпоративном мире я достиг многого, а смогу ли с нуля поднять компанию?». Я была коммерческим директором Rambler, это C-level позиция в крупной компании, а потом ушла СЕО в ноунейм-проект с двумя сотрудниками, из которого мы сделали стартап-блокбастер ivi.ru. Конечно, был шанс, что все провалится, но в итоге получился бизнес, который входит в топ-20 компаний Рунета по версии Forbes.

3. Сосредоточиться на некоммерческих проектах.
Данный вариант встречается гораздо реже, так как, к сожалению, в России это малооплачиваемая и слаборазвитая тема. Например, в моем случае речь идет о поддержке темы женского лидерства: я ментор и член жюри организации Women in tech, сделала свой собственный курс по карьере и всячески поддерживаю все начинания, которые помогают женщинам строить карьеру, особенно в индустрии tech.

4. Можно продолжить строить карьеру за рубежом.
При переезде, как правило, придется спуститься на один уровень ниже по карьерной лестнице, но в связи с тем, что в Европе и США возраст топ-менеджеров в корпорациях намного больше, чем в России, ваш карьерный путь существенно длиннее.
О том, как попасть за рубеж
Основных стратегий три.

1. Классический вариант – работа в международной компании в России с последующим переводом в другие офисы. Таких кейсов очень много, и эта практика есть и в консалтинге, и в FMCG, и в фарме. Я лично знаю более 20 человек, которые уехали именно так на топовые позиции за рубеж в Sanofy, Phillips, Google, Microsoft и другие компании.

2. Второй вариант – найти компанию в России, чьи рынки сбыта лежат за пределами страны и занять международную позицию. Если говорить про индустрию tech, это, например, такие компании как «Лаборатория Касперского», большое количество стартапов, от финтеха до дейтинга, и все игровые компании. Их задача – продажа своего продукта на мировые рынки.

3. Неочевидный вариант – тот, по которому пошла я: найти международную компанию, где большая часть интересов лежит в России/CНГ и подаваться туда на международную позицию. Мотивировать свой интерес тем, что вы закроете им большую часть рынка, которую хорошо знаете, и будете экстраполировать свой опыт на другие страны.
О разнице российской и западной культур
У меня большой опыт работы как в российских, так и в западных компаниях. Могу отметить, что в нашем бизнесе очень сильна культура немедленного результата, я бы даже сказала, результата любой ценой: человек имеет меньшее значение, чем итог его работы. Поэтому сотрудники русских компаний, особенно частных, чаще выгорают, у них в меньшей степени выражена лояльность бренду и организации. Это товарно-денежные отношения. Ты работаешь в компании, приносишь результат, и тебе платят деньги – больше работодателя ничего не интересует.

В западных компаниях культура сильно направлена на человека, на межличностные отношения внутри коллектива. Очень много обмена информацией, постоянно проводятся таун-холлы и встречи менеджмента с линейным персоналом. Для меня было удивительно, когда я увидела, что сотрудников регулярно вовлекают, объясняют им, почему принято то или иное решение, рассказывают, что происходит в компании. Менеджмент самого высокого уровня старается быть как можно ближе даже к самым рядовым сотрудникам и выстраивает прозрачную информационную вертикаль.

Также очень ценится work-life balance. В западной компании никто не позвонит тебе ночью и не заставит работать в выходные. К сотрудникам относятся как к основному ресурсу бизнеса, проводят огромное количество мероприятий для повышения лояльности, обучение, всегда есть хороший соцпакет.
«На мой взгляд, российскому бизнесу нужно перенять принцип ориентации на работника из западной корпоративной культуры. Это важно для повышения уровня лояльности сотрудников. Такая стратегия позволит людям работать на бренд долгие годы, а ведь искать новых людей всегда дороже и дольше, чем удерживать старых»
О гендерном неравенстве
В устранении корпоративного гендерного неравенства помогут только женщины на руководящих постах. Я не вижу других вариантов. Потому что сколько бы в коридорах, кулуарах или на страницах деловых изданий не говорили о необходимости увеличения доли женщин в бизнесе, ничего не изменится, пока первая женщина не попадет в самый топ условного «Лукойла» или «Газпрома».

Женщины на высоких руководящих постах смогут увеличить количество женщин на других уровнях управления. И тогда будет доказано практикой, что женщины на топ-должностях никак не мешают, а, наоборот, помогают бизнесу, и неважно, какого пола специалист: высокий результат может приносить равноценно как женщина, так и мужчина. Только через практическое доказательство данного тезиса мы сможем победить гендерное неравенство.
ПАРТНЕР
Компания «Экспонента» дарит скидку 10% на программу корпоративной трансформации и кратного роста бизнеса. Это курс для собственников и топ-менеджеров, которые стремятся трансформировать свой бизнес и увидеть новые возможности развития.

Чтобы получить скидку, используйте промокод KONTAKTX10. Его можно указать при оформлении заявки на консультацию на сайте или сообщить менеджеру во время консультации.