Что нас ждет в 2022 году?

Дмитрий Зыщук, Univita

FMCG
Управляющий партнер Univita, экс-CEO ООО «Савушкин продукт»



Кратко о ключевых трендах в сфере FMCG: 

1. Рост e-commerce продолжится в первую очередь за счет продуктов питания. Одновременно с этим будет снижаться средний чек: при росте частоты заказов люди хотят получать продукты здесь и сейчас, поэтому дробят заказы под потребность. Данная тенденция особенно характерна для городов-миллионников.

2. Будут расти Hard-Discounts и специализированные продуктовые магазины. Как результат – тренд на снижение себестоимости и качества товаров у ряда производителей и категорий для соответствия трендам рынка и входа в «Светофор», FixPrice. 

3. Одновременно с этим будет расти число ЗОЖ-активистов, увеличиваться объем товаров доступного премиума. 

4. Происходит увеличение брендов в корзине потребителя во всех категориях рынка FMCG, падение лояльности и эмоциональной связи потребителя и бренда. Работает только рациональный подход: промо, кэшбеки, розыгрыши.

5. Рост маркетплейсов и е-grocery привел к развитию собственных СТМ-решений и у этого канала (явный пример – «Самокат»). В результате производитель в e-commerce становится зависим и тут от СТМ в долгосрочной перспективе.

6. Рост цен на сырье и логистику повлечет увеличение себестоимости продукции и, как следствие, падение оффтейков. 

7. Рост цен на медиаресурсы рекламы, а также бешеная инфляция в медиа- и рекламной отрасли спровоцировали конкуренцию за эфирное время как на TV, так и в digital. Конкурентная борьба в e-commerce индустрии будет усиливаться.

8. Продолжится работа крупных FMCG-производителей над таргетированным промо на базе данных ритейлеров через карты лояльности, а также попытки ухода от ценового промо на полке к развитию собственной CRM-базы. 

9. В категории сыров продолжится консолидация рынка. В «молочке» будет расти влияние локальных производителей. Падение оборота и объемов продаж будет наблюдаться у лидеров рынка во всех категориях.

10. При обеднении населения, инфляции, падении доходов производителей будет усиливаться тренд крупных ритейлеров (например, магазины Х5 Retail Group) в сторону экоупаковки и экоинициатив в угоду законодательства.

На текущий момент сформировалось три запроса покупателей, которые будут оказывать влияние в будущем:
  • Низкие цены
  • Бесконтактные покупки
  • Необычный ассортимент

В связи с обозначенными трендами советы компаниям.
  • Текущая ситуация меняет правила игры на рынке FMCG, и те, кто наилучшим образом приспосабливается к ситуации, выигрывает в конкурентной борьбе.
  • Использование актуальных покупательских трендов способно дать долгосрочные преимущества компаниям и конкретным брендам.