Что нас ждет в 2022 году? Часть вторая

Леонид Довладбегян, Vprok.ru Перекресток

E-commerce
Управляющий директор Vprok.ru Перекресток



Пандемия повлияла на все сферы бизнеса без исключения, но, пожалуй, именно онлайн-торговля стала той индустрией, для которой кризис, грянувший в 2020 году, стал временем небывалого роста и возможностей. Только в России в онлайн-магазины пришло более 10 млн новых покупателей, а объем российского рынка интернет-торговли вырос на 58% до 2,7 трлн рублей по сравнению с 2019 годом. В 2021 году сфера e-commerce продолжила рост, но условия изменились. После прорывного 2020 года компании столкнулись с тем, что с одной стороны, на бизнес давит высокая база прошлого года, с другой – необходимость удержать клиентов, которые были вынуждены закупать товары онлайн во время пандемии, но в любой момент могли снова уйти в оффлайн. Поэтому сегодня e-commerce продолжает активную цифровую трансформацию: сервисы становятся еще более персонализированными, омниканальными, экосистемными,. Главным вектором развития остается удобство для покупателя.

В первую очередь хочется отметить, что в 2022 году индустрия онлайн-торговли продолжит ускоряться, в особенности с операционной точки зрения. Покупатели в России успели привыкнуть к быстрой доставке. В связи с этим набирает популярность гиперлокальная модель, когда продукты, готовую еду и другие товары привозят клиенту буквально в течение часа, и многие крупные игроки смотрят в сторону партнерства с существующими гиперлокальными сервисами или создания собственных. Пожалуй, единственным недостатком модели является невозможность доставки широкого ассортимента: в среднем ассортимент гиперлокальных сервисов не превышает 2 тыс. SKU. Поэтому для больших покупок клиенты все же будут использовать другие более крупные онлайн-магазины.

Еще одним важным трендом следующего года станет развитие мультивертикальных сервисов, когда все услуги и предложения одной компании становятся доступны в рамках одного приложения. Тренд, зародившийся в Азии, сегодня активно распространяется в Европе и в России, и опять же это связано с удобством покупателей, с созданием для них таких условий, при которых все их потребности закрываются в рамках одного приложения. Например, несмотря на то, что Vprok.ru Перекресток – это в первую очередь крупные заказы и закупка впрок с фокусом на семейное потребление, летом 2021 года в мобильном приложении «Перекресток Впрок» появилась экспресс-доставка сервиса «Около», где можно сделать заказ из ближайшего «Перекрестка» или «Пятерочки», а также кафе и ресторанов с доставкой в течение часа. То есть в рамках нашего приложения клиенты уже могут сделать как крупный заказ на неделю, так и дозакупить недостающие продукты.

Подводя итоги, отметим, что в 2022 году индустрия продолжит набирать обороты. За время пандемии произошло то, чего ждали все игроки e-commerce уже долгие годы: вынужденная самоизоляция способствовала преодолению тех классических барьеров, которые были у доставки продуктов.