Что нас ждет в 2022 году? Часть третья

Ирина Макарова, АТОЛ

ИТ
Управляющий член совета директоров компании «АТОЛ»



В ритейле активно начала применяться концепция интернета вещей. Устройства становятся все более конвергентными, происходит интеграция всевозможных технологий. Этот тренд сохранится в ближайшие годы. И на него стоит ориентироваться и разработчикам, и заказчикам решений.

Мы работаем на рынке 20 лет и все эти годы наблюдаем, как многие игроки в какой-то момент бросают все свои ресурсы то в развитие программного обеспечения, то в платежные технологии, то еще в какие-то направления, которые кажутся перспективными. Но по факту развитие девайсов в сфере автоматизации ритейла было очень скучным: создано очень мало пользовательских устройств. За 20 лет на рынке появилось только одно массовое принципиально новое устройство – смарт-терминал. 

Попытки внедрять новые устройства не приводят к значимому эффекту. Например, кассовые системы самообслуживания, которые изначально были призваны помочь ритейлу бороться с издержками, в итоге непопулярны из-за своей высокой стоимости. А стоимость их так высока именно потому, что они непопулярны и их производство не развивается. Другой пример: технологии, которые должны были облегчить жизнь покупателя, но которые в итоге очень плохо приживаются. Инфокиоски в гипермаркетах, решающие проблемы навигации конечного клиента, не стали пользоваться популярностью.

Очень много и давно на рынке говорят о системах лояльности. Все возлагали большие надежды на большие данные. Но пока что никто на рынке ИТ для ритейла не предложил реального продукта на основе big data, компании используют ее только в своих внутренних маркетинговых целях.

Технологии сами по себе не стали стимулом для трансформации ритейла. Например, у многих компаний уже были смарт-терминалы, но их не использовали в полную силу. Если подключать их к сети, можно получить огромное количество информации, но ритейл не делал этого. Конкуренция в этом сегменте традиционно строилась не на ИТ-инфраструктуре. И серьезный рывок произошел только в тот момент, когда вмешалось государство.

Маркировка заставила упомянутые выше компании начать использовать все те же смарт-терминалы максимально эффективно. Их подключили к интернету, информацию начали собирать в режиме реального времени. И это дало новые возможности для большого ритейла.

Тренды, которые запустило государство, в том числе онлайн-кассы и маркировка, – это очень мощный толчок для цифровизации ритейла. Бизнесу такие толчки, конечно, не всегда нравятся. Но результат внедрения любых технологий – это повышение эффективности, а значит, и прибыльности. Технологии не должны создаваться ради технологий, они должны менять отрасль и решать конкретные задачи бизнеса.

Маркировка дает этому бизнесу инструмент для развития. И задача таких компаний, как АТОЛ, – предлагать решения, которые повысят управляемость предприятий.