Публикации

Soft или hard skills — что важнее для топ-менеджера в 2023 году


Более 70% фирм выбирают топ-менеджера, опираясь в первую очередь на личностные качества, выяснила Kontakt InterSearch Russia, опросив гендиректоров и директоров по персоналу 350 компаний. Партнер компании Юлия Забазарных объясняет причину такого выбора.


Какие soft skills критичны для руководителя высшего звена?

  • Cтратегичность — умение прогнозировать и видеть тренды.
  • «Вертолетный взгляд» (helicopter view) — способность видеть картину отрасли и рынка в целом, не замыкаясь только на своей сфере.
  • Управление командой — понимание того, как эффективно руководить людьми, готовность делегировать подчиненным задачи и развивать их.
  • Ориентация на результат — если несколько лет назад акционеры компаний готовы были ждать возврата инвестиций довольно долгое время, то сегодня ситуация меняется слишком быстро, поэтому все хотят видеть результат «уже вчера».
  • Устойчивость. Если руководитель не способен самостоятельно справиться со стрессом, то теряет внутреннюю опору и уже не может помочь команде удерживаться от паники и сохранять контроль над ситуацией.
  • Адаптивность — умение приспосабливаться к изменениям.

Какие компетенции выходят на первый план для руководителей разных функций?

  • Генеральный директор в первую очередь должен быть стратегом и уметь управлять командой. Сложившиеся условия также требуют от него максимальной стрессоустойчивости.
  • Директор по маркетингу — здесь на первое место выходит адаптивность, в том числе способность быстро осваивать новые технологии и эффективно применять их.
  • Финансовый директор в первую очередь должен быть адаптивным и стрессоустойчивым.

Обязательно ли топ-менеджеру глубоко знать специфику бизнеса?

Мнения на этот счет сильно разнятся.

Одни акционеры хотят, чтобы гендиректор имел представление о специфике продукта, бизнес-процессе, конкурентной среде, а также налаженные деловые контакты в отрасли. Таким акционерам трудно найти подходящего кандидата. Ведь переманивать гендиректора из компании-конкурента спорная идея: может возникнуть конфликт интересов и опасность утечки конфиденциальной информации.

Другие акционеры (их немного) готовы рассматривать на позицию гендиректора кандидатов из других индустрий, чтобы привнести в компанию «свежий взгляд». Но таких значительно меньше.

Есть и третьи, которые выбирают кандидата с опытом работы в роли гендиректора или первого заместителя в одной из смежных индустрий или у непрямых конкурентов. Для фармотрасли это может быть пищевая или химическая промышленность, для ретейла — телеком или розничные банки, для логистики — производство. Такой подход распространен шире всего.

Если говорить о руководителях функций, то есть финансовых директорах, директорах по маркетингу, производству, ИТ, то, несмотря на то что результаты нашего опроса говорят о первостепенной важности soft skills.

Руководитель высшего звена может собрать команду, закрывающую его пробелы, но если он не будет экспертом в ключевых вопросах, ему будет сложно завоевать авторитет.

Читать полную версию на РБК Pro