Что нас ждет в 2022 году? Часть третья

Владимир Тян, «Совтрансавто»

Логистика
Управляющий директор ГК «Совтрансавто»



Ключевые тренды в сфере B2B-грузоперевозок можно охарактеризовать следующим образом.

1. Потребительское поведение и спрос.
  • Будет меняться структура спроса на услуги транспортно-логистических компаний. Это связано с переходом розничного канала продаж в онлайн, изменением в системе дистрибуции товаров, упрощением доступа производителей к розничным каналам (маркетплейсам).
  • Вырастет потребительский спрос и, соответственно, спрос на рынке логистики B2B. Влияет отложенный спрос и перераспределение расходов домохозяйств с путешествий/развлечений на товары для дома и гаджеты. 

2. Пандемия.
  • Сбои в логистических цепочках и работе инфраструктуры из-за остановок в торговых потоках в 2020 году (дефицит контейнерного оборудования, комплектующих для производства грузового транспорта и пр.) продолжат создавать проблему «узких мест» и резкий дефицит логистических ресурсов.  
  • Нарушения в работе инфраструктуры (границы, порты, ж/д) из-за карантинных ограничений по-прежнему ведут к блокировкам и дефициту логистических ресурсов.

3. Регулирование.
  • Государственная политика «обеления» рынка и меры фискальных органов по борьбе с практикой оптимизации и ухода от налогов изменит структуру рынка. Часть операторов прекратило существование, рынок продолжит укрупняться, что повлечет рост цен.  
  • Усиление контрольных функций (оплата дорожных сборов, использование разрешений на перевозку, соблюдение режима труда и отдыха и пр.) приведет к росту издержек и дефициту водителей.

4. Рост издержек.
Увеличение расходов на основные статьи – топливо, водителей, дороги, безопасность и здоровье – скорее всего, обернется падением рентабельности при отстающем росте цен на услуги. Точный прогноз в этом отношении будет зависеть от состояния экономики. Но повышение издержек может подставить под сомнение обновление парков и дальнейшее развитие рынка. 

5. Цифровизация, автоматизация.
  • Цифровизация государственных сервисов упростит взаимодействие с госорганами и повысит для игроков порог цифровой готовности. 
  • Переход к безбумажным логистическим процессам сократит цикл сделок (ускорение документооборота и оплаты услуг), повысит безопасность, но одновременно поднимет вопрос об уровне кибербезопасности. 
  • Развитие платформ/экосистем приведет к повышению ценовой конкуренции между перевозчиками. При этом тренд будет действовать двояко: повысится утилизация транспорта (КПД пробега), вырастут расходы на цифровизацию деятельности.

В целом цены продолжат расти из-за дефицита транспорта и дальнейшего укрупнения рынка, где будет подниматься порог входа. Сложность вхождения в рынок связано и с финансовым аспектом (рост постоянных расходов и увеличение финансовых рисков), и с административным (усложнение инфраструктуры и увеличение административных рисков). При этом факторов для долгосрочного роста спроса в текущем состоянии экономики нет, возможна коррекция.

Рекомендации


1. Краткосрочная стратегия. Я бы советовал использовать текущую конъюнктуру рынка (повышенный спрос и волатильность) как для получения дохода, так и для увеличения доли рынка. Внимательно следите за изменениями ситуации, чтобы предупреждать риски и находить новые решения и продукты.

2. Среднесрочная стратегия. Старайтесь пересматривать стратегии развития как в части доли рынка, так и в части продукта. Сделайте стратегическое планирование, структуру и бизнес-процессы более адаптивными в быстро меняющихся условиях.

3. Долгосрочная стратегия. Сформулируйте стратегию цифровой трансформации, т.е. оцените пороги, готовность и степень участия в «цифровой конкуренции», чтобы остаться на рынке в целом и в своем сегменте в частности.