Неженская профессия?
Исключение из правил

Светлана Ефремова

«К сожалению, гендерные стереотипы на флоте очень сильны»


Светлана Ефремова – главный специалист отдела качества и веттинг-контроля АО Судоходная компания «Волжское пароходство», бывший штурман. Единственная женщина в России, работающая по этой профессии. Ее задача – подготовить экипаж к инспекторской проверке фрахтователей и проверить, чтобы судно соответствовало международным стандартам безопасности. В ходе проверки оцениваются все параметры – техническое состояние судна, знания экипажа по эксплуатации, документация. Если что-то нуждается в корректировке, Светлана дает рекомендации, как устранить ошибку.


«При поступлении меня попросили написать заявление, потому что я женщина»


Я всегда понимала, что не смогу сидеть на одном месте в офисе, мне хотелось чего-то необычного. Оканчивая школу, я выбирала между профессией военного и моряка. Правда была еще идея стать искусствоведом, но в результате победила Волжская государственная академия водного транспорта (сейчас университет), а искусство осталось в числе главных увлечений. Перед поступлением на судоводительский факультет меня попросили написать заявление на имя министра транспорта, потому что я женщина – для вуза это необычный случай. Очень благодарна родителям, что дали поступить куда хотела. Насколько помню, я была единственной выпускницей очного отделения, а вот на курсе помладше уже учились две девушки. 

Вообще я хотела уйти в МЧС после института, но решила попробовать себя на флоте и недолго работала вахтенным помощником капитана на танкерах. Карьера на море не получилась – муж был против, чтобы я работала подолгу в команде, где одни мужчины. Я уволилась, обратилась в центр занятости, и через год мне повезло: взяли в «ВФ Танкер» (с 2018 года в составе «Волжского пароходства») в службу эксплуатации. Через год в компании открыли новый отдел, который занимался веттинг-инспекцией, я перешла туда.


«В работе с людьми крайне важен эмоциональный интеллект»


В карьере мне, конечно, помогло упорство. Сначала было тяжело, особенно в ситуациях, когда нужно сказать самому капитану, что он что-то делает неправильно и попросить написать объяснительную. Тут помог честный разговор с самой собой: меня выбрали на эту должность, я отучилась в вузе, во мне все видят специалиста и профессионала. Все иногда ошибаются, на ошибках учатся.  

А во-вторых, в работе с людьми крайне необходим эмоциональный интеллект, и наверное, мне как женщине проще в этом плане. У меня нет желания наказать или заставить нервничать экипаж. У меня другая политика. Вот тут ты допустил ошибку – давай подумаем, почему это произошло. Я вижу недостатки и действительно хочу помочь людям, изменить ситуацию к лучшему. Я держу дистанцию и не нарушаю границ, я очень уважаю экипаж, потому что знаю, какой у них невероятно тяжелый труд. Я понимаю, что для них любая проверка – стресс, вижу, как они переживают и как устали после 4 месяцев непрерывной работы. Никто не сверхчеловек, и допускать ошибки – нормально. Но конечно, эмпатия эмпатией, а правилам следовать надо. Я в этом плане невероятная зануда и за выполнение всех регламентирующих документов, т.к. они написаны кровью.

Конечно, я бы очень хотела расти дальше. Думаю, из меня получился бы неплохой руководитель – у меня и отличные знания, и хорошие лидерские качества: я умею легко вдохновить и замотивировать. 



«Если бы я отказалась от профессии, моему сыну было бы хуже»


В месяц на командировки у меня уходит около недели: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Волгоград, Саратов, Самара или зарубежные города. Моему сыну 5,5 лет и недавно я перевезла его в Питер к отцу – своему бывшему мужу. Я приняла очень сложное решение после оценки всех рисков: ребенок уже не такой «ручной», как был раньше, он повзрослел, стал скучать по папе, ему понадобился более «стабильный» человек рядом. У него замечательный отец, и я горжусь своей семьей. Я приняла такое решение именно ради сына: у меня работа вписана в жизнь, я в полнейшем восторге от своей профессии. Если бы я сидела на одном месте, пусть и с ребенком, то было бы только хуже: у нас бы не было качественных отношений, я была бы абсолютно подавлена от отсутствия интересной работы.

Каждые 2 недели я езжу в Санкт-Петербург навещать сына. В командировки беру детские книги и читаю их ребенку, когда на судне есть связь. В целом все успеваю: люблю научпоп (лекции и книги), хожу на выставки, концерты симфонической музыки, балет. Бываю в новых местах и вижусь с друзьями.  


«Один матрос отказался со мной работать, т.к. не хотел подчиняться женщине»


По сравнению с европейскими странами у нас мало женщин в морской профессии, но я вижу, что ситуация постепенно меняется и уверена, что женщин по флоте будет все больше.

К сожалению, стереотипы очень сильны. Мужчины могут не принимать тебя в команду и негативно относиться к тебе, потому что ты женщина. Когда я была помощником капитана, один матрос отказался со мной работать, т.к. не хотел подчиняться женщине. И в итоге его поставили на другую вахту. Бывают и случаи харрасмента на флоте. 

Если женщина на корабле, то почему-то все мужчины уверены, что у нее с кем-то из экипажа роман, причем не обязательно с кем-то одним. Видимо, это какая-то особенность менталитета: кажется, что к женщинам в нашей стране менее уважительное и достойное отношение. Если женщина на дорогой машине, то первая мысль и у мужчин, и у женщин – у нее есть покровитель или она из богатой семьи. Редко кто задумывается, что она может и сама зарабатывать.  

Но я все равно вижу позитивные перемены, как минимум, меняются подходы к воспитанию девочек и мальчиков. Я, например, очень люблю читать педиатра Сергея Бутрия. У него есть замечательная фраза, что еще два-три поколения назад детей воспитывали так же, как мы сейчас воспитываем собак – между делом, факультативом, когда есть лишнее время и очень грубыми методами. Все же многие из нас сегодня стараются не закладывать в детей гендерные стереотипы вроде «Перестань плакать, ты же мужчина» или «розовое только для девочек». Так что думаю, медленно, но верно мы придем к тому, что женщину будут воспринимать наравне с мужчинами во любых профессиях.