Неженская профессия?
5 героинь – 5 вдохновляющих историй

Дарья Читалина

«В семье меня часто называли “командиршей”»


Пилот Дарья Читалина о любви к профессии, экстренных ситуациях и развеивании стереотипов. 


Я выросла в авиационной семье, дома часто были разговоры об авиации и обо всем, что с ней связано. Мой родной дядя был пилотом, а мама работала бортпроводником порядка 30 лет. Мы с ней часто путешествовали и посетили много стран. Свой первый полет я совершила, когда мне был всего месяц. Вообще мне всегда было комфортно, очень нравилось ощущение полета. Пару раз я даже попадала в кабину пилотов уже на земле после рейса, они всегда были доброжелательны и отвечали на все мои детские вопросы. Когда я впервые попала в кабину и познакомилась с пилотами, я испытала настоящий восторг. Эти люди мне казались какими-то невероятными и неземными, и я совершенно не могла понять, как они могут запомнить столько информации, знать, для чего все эти «крутилочки» и кнопочки, и как во всем этом разобраться. Благодаря всему этому и появилась моя мечта стать пилотом, которую поддержала мама, она всегда во всем мне помогала.

Дарья Читалина: «Это мой первый полет, когда я везла маму пассажиром, а сама была за штурвалом в качестве пилота»

После окончания школы я поступила в Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Мне повезло, я прошла обучение по целевой программе от авиакомпании моего родного города Оренбурга. Обучение за свой счет обойдется в несколько миллионов рублей. Окончив университет, практически сразу устроилась в авиакомпанию «Россия» и переучилась на замечательном самолете Boeing 737-800. На тот момент мне было 23 года. 

Это моя работа, хобби и абсолютная любовь — три в одном.

Чтобы стать пилотом, необходимо большое желание, объем знаний и хорошее здоровье. Раньше были стереотипы, что женщинам не место в мужских профессиях, но в наш век развитых технологий, границы стираются.

Например, в 2022 году женщинам разрешено будет работать авиамеханиками и обслуживать самолеты.

Мой первый полет во время практики был на одномоторном легком самолете Cessna 172 Skyhawk, а это, к слову, самый массовый самолет в истории авиации, и производится он до сих пор. Конечно, я помню те чувства и сомнения, которые у меня были. Как назло, на аэродроме была ветреная погода и неспокойная атмосфера, но у меня был замечательный инструктор, бывший военный летчик Владимир Беляев, который все спокойно объяснил и дал пилотировать самолет, это был полный восторг, и я с нетерпением ждала следующих полетов.

Когда устраиваешься в авиакомпанию, первые три рейса находишься в качестве пилота-наблюдателя на дополнительном месте в кабине (позади командира и второго пилота). Было очень интересно смотреть и представлять себя в скором времени на их месте, затем я заняла место второго пилота-стажера.

Невозможно передать те ощущения и эмоции, от того, что ты, молодая девушка, можешь управлять такой сложной техникой.

Абсолютно каждый полет получаешь какие-то новые эмоции, потому что полеты проходят в разное время — меняются времена года и суток, состояние атмосферы, маршруты и таким образом нет ни одного полета, похожего друга на друга. На самолете Boeing 737-800 я налетала 2700 часов.

Бывают и экстренные ситуации. Два года назад мы летели по маршруту Екатеринбург-Сочи, внезапно пассажиру стало очень плохо, командир принял решение об уходе на запасной аэродром города Самары, в это время профессионально сработала бригада бортпроводников, которая оказывала первую медицинскую помощь. Когда мы произвели посадку, наш самолет уже встречала бригада скорой, которая оказала квалифицированную медицинскую помощь. А мы дозаправились и полетели дальше с чувством удовлетворения, что наши слаженные действия спасли пассажиру жизнь!

На данный момент я командир-стажер. Меня в семье часто называли «командиршей», потому что я любила, чтобы все было точно и по порядку, как мне надо.

В моей авиакомпании уже две женщины командиры.

В стране женщин-пилотов около 3%, а в мире — всего 5%.

Но с каждым годом все больше девушек приходит обучаться этой нелегкой профессии, что не может не радовать.