Как сделать корпоративное обучение максимально эффективным в новом гибридном мире?
Рассказывает Илона Ахметгаряева, бизнес-тренер BTG Consult. А еще дарит скидку на услугу разработки учебных решений и тренинги компании!
Илона Ахметгаряева
В январе 2021 года компания Microsoft провела масштабное исследование, опросив более 30 000 человек в 31 стране мира и собрав данные о их работе. Один из ключевых выводов – гибридный мир здесь, и он никуда не денется.

Познав преимущества удаленной работы, люди не хотят от них отказываться. 73% опрошенных желают работать в гибком графике и удаленно, а 67% сотрудников хотят взаимодействовать с коллегами лично. 66% лидеров собираются адаптировать рабочие места в офисе для гибридной работы.

Этот вывод напрямую влияет на подход к обучению: вряд ли очные тренинги вернут былые позиции. Но будет ли онлайн-обучение настолько же эффективным? И как это обучение организовать для достижения наилучших результатов?

Метаанализ исследований эффективности обучения показывает, что обучение онлайн оказывается результативнее по ряду параметров. Студенты онлайн-курсов показывают более высокие баллы в тестированиях на усвоение материала, сильнее вовлечены в работу с материалами, чувствуют более сильную связь с другими участниками курса.

Многие онлайн-студенты – это взрослые люди с опытом работы и образованием. Они отмечают, что для них очень удобен формат смешанного обучения. Домашние задания перед уроком обеспечивают погружение в материал. Благодаря большей уверенности в своих знаниях, студенты активнее участвуют на уроке и проще устанавливают контакт с преподавателем.

Исследование Наварро и Шумейкера еще в 2000 году показало, что успеваемость студентов онлайн-курсов такая же или даже выше, чем у студентов традиционных классов. Более того, Ровай и Джордан в 2004 году показали, что студенты при смешанном формате обучения гораздо больше ощущают себя частью сильного сообщества.

Таким образом, обучение онлайн решает ключевые бизнес-задачи: знания усваиваются, тесты сдаются, взаимодействие между учениками усиливается.


Что необходимо, что получить максимум от онлайн-обучения?

Квалифицированный преподаватель – наиболее важное условие для успешного обучения.

В результате интервью 15 лучших онлайн-инструкторов, получивших награду совета по онлайн-обучению в Южной Дакоте, были описаны 8 компетенций успешного онлайн-преподавателя: развитие отношений, участие, своевременность, связь, организация, технология, гибкость, высокие ожидания от студентов.


На что компаниям обратить внимание при выборе тренера онлайн-курсов?

  • Создание хороших отношений и неформального общения между преподавателями и учащимися – это залог успешного обучения онлайн. Тренер должен уметь выстраивать неформальный контакт с использованием всех доступных технологий.

  • Эмпатия к студентам, понимание их эмоционального состояния и потребностей.

  • Страсть к преподаванию: хорошие преподаватели получают удовольствие от своей работы, и это напрямую отражается на их результатах.

  • Помощь в достижении студентами амбициозных целей.

  • Оперативные ответы в тредах, в почте и мессенджерах, быстрая обратная связь.

  • Управление вовлеченностью участников онлайн: вопросы аудитории, организация обсуждения в группе, поощрение делиться своим опытом.

  • Хорошая организация: предоставление участникам доступа к материалам, а также обучение пользованию образовательной платформой.

  • Гибкость и адаптивность: умение легко преодолевать сложности, связанные с несовершенством технологий.


Что влияет на качество обучения онлайн?

Как ни удивительно, один из ключевых факторов успешного онлайн-обучения – социальное присутствие. Это возможность участников обучения максимально полно транслировать свою личность через используемую коммуникационную среду. Исследования показали, что чем больше студенты на обучении проявляют себя, общаются неформально, спорят и взаимодействуют, тем сильнее развиваются навыки критического мышления, повышается эффективность обучения, а также растет удовлетворенность курсом.


Как создавать социальное присутствие?

1. С самого старта и на протяжении всего курса строить учебное сообщество, в котором активно участвуют как учащиеся, так и преподаватели.
Создавайте группы в корпоративных мессенджерах, организуйте общее пространство для хранения информации и обсуждения. Помогайте участникам объединяться в команды, придумывать названия и соревноваться между собой – это отличная стратегия для усиления взаимодействия.

2. Общее пространство группы лучше создавать через комбинацию асинхронных и синхронных технологий.
По результатам исследований, смешанные форматы зарекомендовали себя особенно хорошо: пусть участники встречаются онлайн, ведут переписки в чатах, читают материалы и выполняют задания на платформе обучения. Если есть возможность организовать очные встречи в начале и конце курса – это заметно усилит сплоченность группы.

3. Активно стимулировать дискуссии различными стратегиями.
Задавайте вопросы, делитесь своим мнением, ставьте реакции – эти инструменты особенно удобны для работы онлайн. Высказывание тренером спорных точек зрения, поощрение сомнений и обсуждений в группе помогают участникам больше вовлечься в освоение материала.

4. Поощрять как обсуждения учебных тем, так и неформальное общение.
Не стоит делать прохождение обучения строгим мероприятием! Поддерживайте нерабочие темы, обмен мемами и историями из жизни – все это сплотит группу и создаст атмосферу безопасности.

5. Давать студентам задания, требующие сотрудничества.
Объединяйте участников в мини-группы, пары и тройки, давайте им проекты и встраивайте технологию оценки peer review в свои курсы. Обмен опытом и создание неформальных связей в такой среде происходят эффективнее.

6. Сделать использование видеокамеры обязательным условием прохождения курса.
Аргументируйте, просите, требуйте – делайте что угодно, чтобы участники включали видео. При обучении онлайн ограничены каналы невербальной коммуникации, а именно через нее мы получаем большую часть информации.

Смешанный формат обучения – это наиболее перспективное направление бизнес-образования в гибридном мире. Правильная подготовка преподавателей, формирование качественного социального присутствия и продуманная программа обучения помогают сделать тренинги онлайн максимально результативными.
В январе 2021 года компания Microsoft провела масштабное исследование, опросив более 30 000 человек в 31 стране мира и собрав данные о их работе. Один из ключевых выводов – гибридный мир здесь, и он никуда не денется.

Познав преимущества удаленной работы, люди не хотят от них отказываться. 73% опрошенных желают работать в гибком графике и удаленно, а 67% сотрудников хотят взаимодействовать с коллегами лично. 66% лидеров собираются адаптировать рабочие места в офисе для гибридной работы.

Этот вывод напрямую влияет на подход к обучению: вряд ли очные тренинги вернут былые позиции. Но будет ли онлайн-обучение настолько же эффективным? И как это обучение организовать для достижения наилучших результатов?

Метаанализ исследований эффективности обучения показывает, что обучение онлайн оказывается результативнее по ряду параметров. Студенты онлайн-курсов показывают более высокие баллы в тестированиях на усвоение материала, сильнее вовлечены в работу с материалами, чувствуют более сильную связь с другими участниками курса.

Многие онлайн-студенты – это взрослые люди с опытом работы и образованием. Они отмечают, что для них очень удобен формат смешанного обучения. Домашние задания перед уроком обеспечивают погружение в материал. Благодаря большей уверенности в своих знаниях, студенты активнее участвуют на уроке и проще устанавливают контакт с преподавателем.

Исследование Наварро и Шумейкера еще в 2000 году показало, что успеваемость студентов онлайн-курсов такая же или даже выше, чем у студентов традиционных классов. Более того, Ровай и Джордан в 2004 году показали, что студенты при смешанном формате обучения гораздо больше ощущают себя частью сильного сообщества.

Таким образом, обучение онлайн решает ключевые бизнес-задачи: знания усваиваются, тесты сдаются, взаимодействие между учениками усиливается.


Что необходимо, что получить максимум от онлайн-обучения?

Квалифицированный преподаватель – наиболее важное условие для успешного обучения.

В результате интервью 15 лучших онлайн-инструкторов, получивших награду совета по онлайн-обучению в Южной Дакоте, были описаны 8 компетенций успешного онлайн-преподавателя: развитие отношений, участие, своевременность, связь, организация, технология, гибкость, высокие ожидания от студентов.


На что компаниям обратить внимание при выборе тренера онлайн-курсов?

  • Создание хороших отношений и неформального общения между преподавателями и учащимися – это залог успешного обучения онлайн. Тренер должен уметь выстраивать неформальный контакт с использованием всех доступных технологий.
  • Эмпатия к студентам, понимание их эмоционального состояния и потребностей.
  • Страсть к преподаванию: хорошие преподаватели получают удовольствие от своей работы, и это напрямую отражается на их результатах.
  • Помощь в достижении студентами амбициозных целей.
  • Оперативные ответы в тредах, в почте и мессенджерах, быстрая обратная связь.
  • Управление вовлеченностью участников онлайн: вопросы аудитории, организация обсуждения в группе, поощрение делиться своим опытом.
  • Хорошая организация: предоставление участникам доступа к материалам, а также обучение пользованию образовательной платформой.
  • Гибкость и адаптивность: умение легко преодолевать сложности, связанные с несовершенством технологий.

Что влияет на качество обучения онлайн?

Как ни удивительно, один из ключевых факторов успешного онлайн-обучения – социальное присутствие. Это возможность участников обучения максимально полно транслировать свою личность через используемую коммуникационную среду. Исследования показали, что чем больше студенты на обучении проявляют себя, общаются неформально, спорят и взаимодействуют, тем сильнее развиваются навыки критического мышления, повышается эффективность обучения, а также растет удовлетворенность курсом.


Как создавать социальное присутствие?


1. С самого старта и на протяжении всего курса строить учебное сообщество, в котором активно участвуют как учащиеся, так и преподаватели.
Создавайте группы в корпоративных мессенджерах, организуйте общее пространство для хранения информации и обсуждения. Помогайте участникам объединяться в команды, придумывать названия и соревноваться между собой – это отличная стратегия для усиления взаимодействия.

2. Общее пространство группы лучше создавать через комбинацию асинхронных и синхронных технологий.
По результатам исследований, смешанные форматы зарекомендовали себя особенно хорошо: пусть участники встречаются онлайн, ведут переписки в чатах, читают материалы и выполняют задания на платформе обучения. Если есть возможность организовать очные встречи в начале и конце курса – это заметно усилит сплоченность группы.

3. Активно стимулировать дискуссии различными стратегиями.

Задавайте вопросы, делитесь своим мнением, ставьте реакции – эти инструменты особенно удобны для работы онлайн. Высказывание тренером спорных точек зрения, поощрение сомнений и обсуждений в группе помогают участникам больше вовлечься в освоение материала.

4. Поощрять как обсуждения учебных тем, так и неформальное общение.
Не стоит делать прохождение обучения строгим мероприятием! Поддерживайте нерабочие темы, обмен мемами и историями из жизни – все это сплотит группу и создаст атмосферу безопасности.

5. Давать студентам задания, требующие сотрудничества.
Объединяйте участников в мини-группы, пары и тройки, давайте им проекты и встраивайте технологию оценки peer review в свои курсы. Обмен опытом и создание неформальных связей в такой среде происходят эффективнее.

6. Сделать использование видеокамеры обязательным условием прохождения курса.
Аргументируйте, просите, требуйте – делайте что угодно, чтобы участники включали видео. При обучении онлайн ограничены каналы невербальной коммуникации, а именно через нее мы получаем большую часть информации.

Смешанный формат обучения – это наиболее перспективное направление бизнес-образования в гибридном мире. Правильная подготовка преподавателей, формирование качественного социального присутствия и продуманная программа обучения помогают сделать тренинги онлайн максимально результативными.
И как же без подарков!
Компания BTG Consult дарит друзьям Kontakt InterSearch скидку в размере 15% на тренинги и разработку учебных решений. Акция действительна до 31 декабря 2022 года.

↓↓↓
Чтобы воспользоваться предложением, просто перейдите по ссылке, оставьте заявку и укажите в сообщении, что вы от Kontakt InterSearch.
И как же без подарков!
Компания BTG Consult дарит друзьям Kontakt InterSearch скидку в размере 15% на тренинги и разработку учебных решений. Акция действительна до 31 декабря 2022 года.

↓↓↓
Чтобы воспользоваться предложением, просто перейдите по ссылке, оставьте заявку и укажите в сообщении, что вы от Kontakt InterSearch.
Проблемы с получением подарков? Напишите нам, мы все узнаем!
Проблемы с получением подарков? Напишите нам, мы все узнаем!
© 2021 Kontakt InterSearch Russia
Спасибо, что были с нами,
и до встречи в Новом году!
Bailey, C. J., & Card, K. A. (2009). Effective pedagogical practices for online teaching: Perception of ex-perienced instructors. Internet and Higher Education, 12, 152−155.
Navarro, P., & Shoemaker, J. (2000). Performance and perceptions of distance learners in cyberspace. American Journal of Distance Education, 14(2), 15–35.
Nguyen, Tuan. (2015). The Effectiveness of Online Learning: Beyond No Significant Difference and Future Horizons. MERLOT The Journal of Online Teaching and Learning. 11. 309-319.
Riffell, S., & Sibley, D. (2005). Using web-based instruction to improve large undergraduate biology courses: An evaluation of a hybrid course format. Computers & Education, 44(3), 217–235.
Rovai, A. P., & Jordan, H. (2004). Blended Learning and Sense of Community: A Comparative Analysis with Traditional and Fully Online Graduate Courses. The International Review of Research in Open and Distance Learning, 5(2). Retrieved from http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/192
Yuan, J., & Kim, C. (2014). Guidelines for facilitating the development of learning communities in online courses. Journal of Computer Assisted Learning, 30, 220-232.